суббота, 21 июля 2012 г.

Владимир Аринин: "Книга «Неразгаданные тайны Пушкина» вышла в свет в мае 1998 года. Газета «Книжное обозрение» включила роман в список «интеллектуальных бестселлеров»

"Красный Север", 2012, №22
Владимир Аринин со своей книгой и бюстом Пушкина, который ему подарил Михаил Суров.
«Когда пишешь о Пушкине, подчас сталкиваешься с невероятными ситуациями...»
Владимир Аринин со своей книгой и бюстом Пушкина, который ему подарил Михаил Суров.
10 февраля традиционно отмечается День памяти русского гения Александра Сергеевича Пушкина - в этот день скончался великий поэт. Накануне этой даты мы побеседовали с известным вологодским писателем Владимиром Арининым, который более 30 лет занимается пушкинской темой. В нашумевшем романе «Неразгаданные тайны Пушкина», который стал книгой-сенсацией в конце 90-х годов, писатель выдвинул свою версию гибели поэта. Когда разговариваешь с Владимиром Ивановичем, ловишь себя на мысли, что и сейчас, два десятилетия спустя, он готов рассказывать о Пушкине бесконечно. Пушкин - это на всю жизнь... 
- Владимир Иванович, наверное, перед Днем памяти поэта уместно вспомнить, как вы пришли к идее написать книгу «Неразгаданные тайны Пушкина», ставшую бестселлером. 
- Я обращаюсь к жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина на протяжении многих лет. И когда пишешь об этом гениальном человеке, сталкиваешься подчас с невероятными ситуациями... В конце 70-х годов вместе с В.А. Кошелевым (ныне профессором, доктором филологических наук) мы написали пьесу «Мой гений» о Батюшкове, в которой была сцена о его встрече с юным Пушкиным. В 1982 году эту пьесу поставил в Вологодском драматическом театре классик советской сцены, народный артист России И.О. Горбачев (совместно со своим ассистентом Геннадием Соловским). Горбачев исключил эту сцену из постановки, но она ему понравилась, и он предложил нам с Кошелевым написать самостоятельную пьесу - о явлении юного гения в русскую литературу. Мы с энтузиазмом взялись за эту работу. Но увы! Пьеса не получалась… Между тем в своих размышлениях и поисках я постоянно наталкивался на другую тему, которая меня особо волновала, - тайну гибели Пушкина, которую, по словам Федора Михайловича Достоевского, он унес с собой в могилу. Так мы с Кошелевым написали пьесу «Бумаги Пушкина» - о гибели поэта. Впоследствии она была издана (репринт) Министерством культуры, по ней поставили спектакль в вологодском ТЮЗе. 
Но мы намучились, и Кошелев от дальнейшей работы отказался. А мной все больше овладевала мысль о написании книги о гибели поэта. Я считал, что могу предложить свою версию о том, кто стоял в 1837 году за Дантесом и кто спровоцировал роковую дуэль.
- И вы взялись за написание «Неразгаданных тайн»?
- Это было, признаться, безумие, абсолютное безумие. На издание книги о Пушкине, написанной неизвестным провинциалом, не было ни одного шанса. И я это понимал. И утешал себя только одним - пишу книгу для себя, в стол. Чувствовал: если не напишу книгу о Пушкине, стану глубоко несчастным человеком, это будет в душе, как незаживающая рана. И я взялся за работу. Писалось необычно легко, на каком-то постоянном взлете, на едином дыхании. И вот рукопись написана. Главы из моей книги впервые были напечатаны в областной газете «Русский Север». Последовал ободряющий для меня успех у читателей, было много лестных отзывов. И в течение полугода печаталась с продолжением большая часть моих «Неразгаданных тайн Пушкина». А затем 4 сентября 1996 года вологодский корреспондент газеты «Известия» Виктор Филиппов опубликовал в этом издании материал о том, что литератор из Вологды написал «сенсационный роман» о гибели Пушкина.
- Владимир Иванович, а в чем, собственно, заключалась сенсационность вашей книги?
- Дело в том, что в романе я предложил такую версию: дуэль Пушкина спровоцировала светская львица, красавица, авантюристка, враг поэта Идалия Полетика. Именно она, по моему мнению, является автором печально известного анонимного пасквиля - «диплома ордена рогоносцев», в котором Пушкин в издевательском тоне объявлялся рогоносцем. Пасквиль, полученный поэтом 4 ноября 1836 года, вызвал гнев Пушкина, посчитавшего, что это исходит от приемного отца Дантеса Геккерна, что вызвало роковую дуэль. Автор пасквиля до сих неизвестен, в том и состоит тайна дуэли. 
- Насколько я знаю, публикации в центральной прессе вызвали большой интерес к вашей книге, о ней заговорили.
- Да, посыпались предложения напечатать роман. Первыми позвонили из Хабаровска, из популярного журнала «Дальний Восток». Предложил прислать рукописи к ним в Хабаровск для возможной публикации. Были и другие предложения - например, из журнала «Юность». Я  удивлялся, радовался... А потом произошло сенсационное событие, потрясшее меня. Позвонил один из московских литераторов и сказал, что является представителем крупного издательства в США. Он предложил представить рукопись через него именно в это издательство. С перспективой издания книги на русском языке для русско­язычного американского читателя. Ошеломленный, я немедленно выехал с рукописью в Москву. Происходило что-то невероятное. Я словно переместился в другое измерение. Прочитав рукопись, критик сказал: «Берем. Будем готовить к печати. Через полгода книга выйдет». Я чуть не сошел с ума от радости. Пушкин открывал мне пути в другой, неведомый мир. Но как же было больно и страшно узнать, что все это - иллюзия. Книгу действительно подготовили к печати, хотели издавать. Но, к моему ужасу, не издали… Когда примерно через три месяца, уже в сомнениях, я приехал в Москву, мне вернули рукопись, ничего не объяснив. Кстати, я до сих пор не могу понять, что же тогда произошло. Это для меня было настоящей трагедией. Мне не хотелось жить. Помню: как в бреду, брел по Хорошевскому шоссе с отвергнутой рукописью. Мимо шли троллейбусы и автобусы. И мелькнула грешная мысль: вот сейчас шагну на мостовую, лягу, и мои муки прекратятся… 
И вдруг я увидел большую вывеску - «Издательство «Современник». И меня осенило - здесь же директором мой хороший знакомый, вологжанин Леонид Фролов, с которым мы работали в газете «Вологодский комсомолец». Я пошел в издательство, застал Фролова. И оказалось, что он знает о моей пушкинской рукописи - читал в «Известиях». Фролов (увы, ныне покойный) спас меня. Он сразу взял рукопись. Я вернулся в Вологду. И получил из Хабаровска свежий номер журнала «Дальний Восток», в котором уже печатали главы из моей книги. В предисловии к публикации говорилось: «Перед нами попытка по-новому осмыслить хитросплетение человеческих судеб и страстей, послуживших причиной трагедии». Между тем «Современник» готовил к изданию мою книгу. Леонид Фролов собрал все, что только мог, но денег все равно не хватало. Фролов умолял меня: «Найди спонсора!» Я отвечал ему: «Леня, дорогой, у меня нет таких спонсоров. Не представляю, чтобы кто-то дал деньги на мою книгу». 
Помог случай. В Кириллове, на юбилее знаменитого монастыря, мы разговорились с Вячеславом Позгалевым, который тогда был Губернатором области. Вячеслав Евгеньевич спросил, над чем я работаю, и я рассказал ему о ситуации с книгой. Ни о чем не просил, просто  рассказал. И вот возвращаюсь в Вологду, занимаюсь своими делами. И вдруг - неожиданный звонок из приемной Губернатора. Вячеслав Евгеньевич позвонил мне сам и предложил помощь по изданию книги. Это было для меня тоже как чудо. И эта финансовая помощь была мне оказана. Вслед за Губернатором, тоже по собственной инициативе, добавил некоторую сумму на издание книги и тогдашний глава Вологды Алексей Якуничев, которому я тоже благодарен.
- Я помню, что ваш нашумевший роман был назван «интеллектуальным бестселлером»... 
- Книга «Неразгаданные тайны Пушкина» вышла в свет в мае 1998 года. Десятитысячный ее тираж был мгновенно раскуплен. Действительно, газета «Книжное обозрение» включила роман в список «интеллектуальных бестселлеров». Притом в нем моя книга занимала второе место. По читательскому спросу она опережала произведения Николая Бердяева, Льва Гумилева, Нобелевского лауреата японца Мисилу и других знаменитых авторов. В 1999 году книга была переиздана, но ее тиража в 20 тысяч экземпляров все равно не хватало. Роман снова раскупили так быстро, что я сам остался без книги, имею на руках лишь один экземпляр.  Пользуясь случаем, обращаюсь к читателям - может, кто-то может продать мне книгу по коммерческой цене (мой телефон - 8-911-448-08-39).
- Учитывая любовь нашей читающей публики к критике, предположу, что отзывы о книге были не только хвалебные. 
- Да, пришлось сполна испытать и «хвалу и клевету». К примеру, в столичном альманахе «Читающая Россия» появилась издевательская заметка, в которой говорилось: «Аринин В. - уже не Аринин ли внучек будет? Почему бы и Арине Родионовне не завести внучат?» Это утверждение, что никакого Аринина на самом деле нет, а кто-то просто укрылся под таким псевдонимом. Но большинство читателей, в том числе и вологжан, отнеслось к моей книге с интересом. На презентациях в Вологде и Череповце залы были переполнены... В  завершение добавлю, что моя работа над пушкинской темой, о тайнах Пушкина не закончена и сегодня.

Диплом ордена рогоносцев «Кавалеры первой степени, командоры и рыцари светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшись в великий капитул под председательством высокопочтенного  Великого Магистра Ордена его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина заместителем Великого Магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена. Непременный секретарь: граф И.Борх».  Нарышкин и Борх были известны столице изменами своих жен. Например, супруга Борха жила с собственным кучером. 
Андрей ИВАНОВ

Комментариев нет: