воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Мои эссе. А.Рулёв-Хачатрян "Хроника семьи Петровых"

 «ЕСЛИ НЕ РЫБА И НЕ МЯСО, ТО ЭТО – САРАНЧА?»
         Известный череповецкий писатель Александр Рулёв-Хачатрян с романом «Хроника семьи Петровых» в 2010 году вошёл в «длинный список» литературной премии «Русский Букер».
      «Рулёв-Хачатрян Александр Хачатурович родился в 1939 году в Казахстане, в селе Новотроицкое, куда были сосланы его родители. Двойная фамилия происходит от дедов: тверского купца и армянского священника. После окончания Ленинградского инженерно-строительного института с 1959 года жизнь его связана с нашим краем. А. Рулев-Хачатрян работал на стройках Вологодчины, на Череповецком заводе железобетонных изделий.
Окончил Литературный институт им. Горького. Первая публикация - в журнале «Север» в 1966 году. В 1974 году в Северо-западном книжном издательстве вышла первая книга А. Хачатряна «В году 305 дней». Член Союза писателей России. Живёт и работает в Череповце (деревня Костяевка Череповецкого района)» (сайт правительства Вологодской области  здесь ).
       Я прочитала «Хронику семьи Петровых» в сборнике писателя «Островитяне» (М., Советский писатель, 1990). В этой книге жанр «Хроники...» определён как повесть. Написано это произведение в 1970 году. Читала с немалым интересом.
     Время действия - примерно эпоха Хрущёва и раннего Брежнева. Место действия - строящийся город (понятно, Череповец) и деревни вокруг него. Герои книги - деревенские уроженцы, которые, приехав на стройку, стали горожанами, и их дети. Они так и остались между городом и деревней, дочь Саша Петрова однажды прочитала в книге: «Если не рыба и не мясо, то это – саранча». «Саранча, саранчи, мн. нет, жен.
1. Насекомое, похожее на кузнечика, перелетающее часто огромными массами, сильнейший вредитель сельского хозяйства. || То же - собир. «Саранча летела, летела и села» Пушкин.
2. собир. употр. в качестве художественного образа всеистребляющей, алчной силы, толпы. Как саранча наброситься на что-нибудь. «Сохрани меня, отец, от соседства шумной тучи полицейской саранчи» Д.Давыдов. «Истребители добытых кровью и трудами денег - это египетская саранча… которая мало того, что всё сожрет, да еще и яиц после себя оставит, зарывши их в землю» Гоголь» (толковый словарь). Ассоциаций возникает пруд пруди.
     Семья Петровых - муж Вениамин Макарович, жена Маша, дочь Саша, сын Рома, сестра Лидия Макаровна, её отпрыск Толя. Веня и Маша закончили строительный техникум, поженились, завели детей, получили однокомнатную квартиру (всё как у людей!). Они очень хорошие специалисты. Правда, Вениамин в разговорах дома и на работе «озвучивает» чужие мысли, своих-то нет. Пресмыкается перед начальством. И вскоре начинается неизбежное восхождение по карьерной лестнице: мастер, прораб, выше и выше... «Словом, народ - это не тесто, а слоёный пирог: внизу подгорело, несъедобно - так это алкаши, хулиганьё, бродяжки, нероботь. С самого верху - крем и розанчики. Петров Вениамин Макарыч незаметно всплывал в эту кремовую сладость... Куда плывёшь, Петров? У тебя же дети...».
    Сестра Лидия тоже от брата не отстаёт: продавец в деревенском магазине, продавец в городском магазине (после смерти матери) в отделе дефицитных телевизоров; всё может достать и пробить в своей «системе». Такая большая семья (специально прописали сестру с племянником) уже влиятельного Петрова получает шикарную четырёхкомнатную квартиру в сталинском доме в центре города. Новоселье праздновали два раза: со своими друзьями (если они ещё остались друзьями) и родственниками, а затем - с нужными людьми (начальство, директора столовых и.п.).
     Всё есть у этих людей, кроме счастья. Флегматичная Маша живёт как во сне. Только однажды проснулась и влюбилась в местного ловеласа прораба Феоктистова, который был любовником её подруги Эльзы, но любил по-настоящему непутёвую Лидию, а она его не любила. Феоктистов так никогда и не узнал, какую роль сыграл в жизни жены Петрова: ведь положительная Маша даже подумывала о разводе. Лидия Петрова (интересная, яркая, умная, но необразованная женщина) с помощью постельных интриг занимает хлебные места, прекрасно осознаёт всю мерзость своего поведения. Постепенно спивается и в финале умирает.
     Второе поколение Петровых. Саша очень много читает, помогает людям, отца и тётку оценивает очень верно: лицемеры. Ромка стал хулиганом, что вполне естественно, чуть не попал в тюрьму, отца презирает. Сын и дочь пошли другим путём. Зато Толя, сын Лидии, - настоящий наследник матери и дяди. Иудушка Головлёв.
    Самый трагический (насколько возможно) герой - Вениамин. Он почти всю свою сознательную жизнь прожил «без сознания», без рефлексии. Только в конце книги с трудом сдирает с себя маску лицемерия и ханжества. Веня понимает, что он не знает своих детей (а разве он хоть раз попытался их узнать?). Он даже заводит любовницу, чего раньше никогда не делал: вдруг узнает начальство, как бы чего не вышло!
    Повествование в романе ведётся от лица рассказчика. Образ рассказчика яркий и интересный: он насмешливый (иногда злой), остроумный. Язык произведения многослойный, используется лексика разных стилевых пластов: официально-делового, разговорного... «Итак, пока что дети - это люди, которых надо воспитывать. Вот и поглядим постановку данного вопроса у Петрова В.М.». «Ну, придурка этого, ещё в школе учили. Печорин. Как же! Ни профессии, ни работы. Одно дело, что именье. Вот он и скачет за бабами с грустью в глазах. Чего ржёшь-от, Эля, а?».
    В финале книги, после похорон Лидии, сундук матери Вени привозят из деревни в город, а в нём - сверчка из деревенского дома Петровых. «Ознакомился ночью с кухней, ничего, жить можно. С возвращением сундучка Софьи Егоровны в доме Петровых настали мирные трудовые будни. И продолжилась жизнь». Верится, что это жизнь человеческая, а не саранчовая.
Эссе опубликовано в моём блоге «Учитель словесности» http://lanasvet1991.blogspot.com/2010/08/blog-post_1249.html

Комментариев нет: