О книге стихов Марии Марковой "Соломинка" (М., 2012)
"Литературная газета"
Мария Маркова. Соломинка. – М.: Воймега, – 2012. – 64 с. – 500 экз.
В новую книгу Марии Марковой, постоянного автора «ЛГ» и лауреата премии президента России для молодых деятелей культуры (2010), вошли стихи последних лет. Её поэзию отличает не по годам зрелый взгляд на жизнь, чувственность, мастерское владение словом. Эти стихи рассчитаны на вдумчивого, подготовленного читателя, способного не только сопереживать лирическому герою, но и фантазировать вместе с ним.
Всех нас детство слегка опалило,
подменило, к черте подвело.
У кого – голубые чернила.
У кого – из бумаги крыло.
Маркова давно уже переросла вологодские рамки, и если всероссийски знаменитым поэтом её пока не назовёшь, то известным – вполне.
Не то в случае «Соломинки» Марии Марковой. Это книга вдохновения, а не ремесла, книга не испытания, а ласки и тихой (женской? человеческой? христианской?) любви, которая единственная помогает бороться со смертью – или, если точнее, с ее ожиданием и неизбежностью. Впрочем, приняв свою поэтическую «Соломинку» из рук Мандельштама, Маркова впустила в сборник не одно только изумленное вопрошание: «Неужели я настоящий, и действительно смерть придет?» – но и хрупкие радости мира, поворачивающегося к поэту своими забытыми гранями («Это память не плачет, не просит,/ только узкую ленточку вьет,/ только детские платьица носит,/ только детские песни поет»), и зачаровывающие символы-имена («Спит Елена – тоненькие косы./ Вызревает черный виноград»), и жалящую, звенящую «пчелу Паганини»…
Мандельштамовская акмеистическая нота уравновешивается в «Соломинке» музыкальностью, песенностью, дневниковостью то удлиненных, то укороченных строчек, частностью и «незначительностью» сюжетов, которые спустя годы приходят на память и заставляют нас вздрогнуть и замереть от внезапного острого осознания одновременно и полноты, и подчеркнутой непоправимости бытия. Так происходит, к примеру, в стихотворении про двадцатисемилетнего «мальчика» Колю – пациента больницы, вдруг обращающегося к своему логопеду:
Поговори за ночь и немоту.
Моя прекрасна речь –
не оторваться.
Изык мой детский
прячется во рту –
до носа дотянусь и проведу –
айда смеяться...
На каждый бытовой и трагический «тезис», который у большинства людей способен вызвать оторопь или брезгливость, в «Соломинке» Марковой есть «антитезис». Это «тайна существительного «любовь», которое в разных своих обличиях и вариациях появляется в сборнике и звучит в каждом марковском тексте, как будто подсказывая, в каком направлении развивается поэтическая философия и этих трех авторов, и издательства «Воймега» в целом. Такая простая, бесхитростная философия, лучше всех сформулированная поэтом Уистаном Оденом еще в 1939 году: «We must love one another or die».
Подробнее:http://exlibris.ng.ru/poetry/2012-09-27/6_lyrics.html
"Литературная газета"
Мария Маркова. Соломинка. – М.: Воймега, – 2012. – 64 с. – 500 экз.
В новую книгу Марии Марковой, постоянного автора «ЛГ» и лауреата премии президента России для молодых деятелей культуры (2010), вошли стихи последних лет. Её поэзию отличает не по годам зрелый взгляд на жизнь, чувственность, мастерское владение словом. Эти стихи рассчитаны на вдумчивого, подготовленного читателя, способного не только сопереживать лирическому герою, но и фантазировать вместе с ним.
Всех нас детство слегка опалило,
подменило, к черте подвело.
У кого – голубые чернила.
У кого – из бумаги крыло.
Маркова давно уже переросла вологодские рамки, и если всероссийски знаменитым поэтом её пока не назовёшь, то известным – вполне.
Не то в случае «Соломинки» Марии Марковой. Это книга вдохновения, а не ремесла, книга не испытания, а ласки и тихой (женской? человеческой? христианской?) любви, которая единственная помогает бороться со смертью – или, если точнее, с ее ожиданием и неизбежностью. Впрочем, приняв свою поэтическую «Соломинку» из рук Мандельштама, Маркова впустила в сборник не одно только изумленное вопрошание: «Неужели я настоящий, и действительно смерть придет?» – но и хрупкие радости мира, поворачивающегося к поэту своими забытыми гранями («Это память не плачет, не просит,/ только узкую ленточку вьет,/ только детские платьица носит,/ только детские песни поет»), и зачаровывающие символы-имена («Спит Елена – тоненькие косы./ Вызревает черный виноград»), и жалящую, звенящую «пчелу Паганини»…
Мандельштамовская акмеистическая нота уравновешивается в «Соломинке» музыкальностью, песенностью, дневниковостью то удлиненных, то укороченных строчек, частностью и «незначительностью» сюжетов, которые спустя годы приходят на память и заставляют нас вздрогнуть и замереть от внезапного острого осознания одновременно и полноты, и подчеркнутой непоправимости бытия. Так происходит, к примеру, в стихотворении про двадцатисемилетнего «мальчика» Колю – пациента больницы, вдруг обращающегося к своему логопеду:
Поговори за ночь и немоту.
Моя прекрасна речь –
не оторваться.
Изык мой детский
прячется во рту –
до носа дотянусь и проведу –
айда смеяться...
На каждый бытовой и трагический «тезис», который у большинства людей способен вызвать оторопь или брезгливость, в «Соломинке» Марковой есть «антитезис». Это «тайна существительного «любовь», которое в разных своих обличиях и вариациях появляется в сборнике и звучит в каждом марковском тексте, как будто подсказывая, в каком направлении развивается поэтическая философия и этих трех авторов, и издательства «Воймега» в целом. Такая простая, бесхитростная философия, лучше всех сформулированная поэтом Уистаном Оденом еще в 1939 году: «We must love one another or die».
Подробнее:http://exlibris.ng.ru/poetry/2012-09-27/6_lyrics.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий