воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Евгений Шалашов "Творчество А.А. Кондратьева 1899-1917-го годов. Введение"

Источник
Творчество А.А. Кондратьева 1899-1917-го годов
Диссертация
Автор: Шалашов, Евгений Васильевич 

Заглавие: Творчество А.А. Кондратьева 1899-1917-го годов
Справка об оригинале: Шалашов, Евгений Васильевич. Творчество А.А. Кондратьева 1899-1917-го годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Череповец, 2004 173 c. : 61 04-10/1376
Физическое описание: 173 стр.
Выходные данные: Череповец, 2004
Содержание:
Введение СЗ
Глава 1 Творческие искания ААКондратьева 1899-1917 гг Раздел 1
Жизнь и творчество АА Кондратьева 1876 -1917 гг С 16 Раздел 2
Творчество ААКондратьева в оценках современников С
Глава 2 Дореволюционная проза ААКондратьева Раздел 1
Мифологическая проза ААКондратьева С63 Раздел 2
Книга ААКондратьева "Граф АКТолстой Материалы для истории жизни и творчества" С
Введение:
В последние годы в нашей стране увеличился интерес к эпохе, которая образно называется Серебряным веком русской литературы. В связи с этим появилось много публикаций, посвященных жизни и творчеству писателей и поэтов этого периода - И.Анненскому, А.Белому, А.Блоку, Вяч. Иванову, Н.Гумилеву и другим деятелям литературы конца XIX - первой четверти XX веков[1].
Вместе с известными именами нам начинают открываться поэты и писатели так называемого "второго ряда", чье творчество долгие годы оставалось малоизученным. В их числе стоит имя А.А.Кондратьева.
Александр Алексеевич Кондратьев прожил долгую жизнь, которую можно разделить на два периода.
Первый - от рождения до вынужденной эмиграции писателя в 1918 году. Это было наиболее плодотворное время для его творчества. Профессор Айовского университета (США) Вадим Крейд пишет: "Имя Кондратьева было известно в самых разных читательских кругах. Со славой Бальмонта или И.Северянина соперничать он не мог, но все же. Это "все же" вмещает немалый список заслуг перед русской словесностью. Увлекательный роман "Сатиресса", сборники рассказов, исследования об А.К.Толстом, драму "Елена", перевод "Песен Билитис", сборники стихотворений" [2].
К этому можно добавить, что роман "Сатиресса" и один из сборников рассказов вышли двумя изданиями. Кроме того, стихи и проза Кондратьева печатались в различных газетах и журналах. А в коллективных альманахах его имя выносилось на обложку рядом с именами А.Блока, И.Бунина, А.Грина, Н.Гумилева и А.Куприна.
Второй, так называемый "эмигрантский" период, с 1918 по 1967 г.г. Он более длителен по времени, но значительно менее содержателен в творческом плане. В 1918-1939 гг. писатель вместе с семьей жил в небольшом имении жены неподалеку от г.Ровно (Западная Украина). Он добывал средства к существованию публикацией статей, заметок и рецензий в эмигрантских газетах. В этот период им было написано главное произведение - роман "На берегах Ярыни"(1930), повесть "Сны"(1920-е гг.) и сборник стихотворений "Славянские боги"(1936).
В 1939 году на территорию Западной Украины, которая находилась в то время в составе Польши, пришли войска РККА. Уже немолодому писателю вместе с женой пришлось бежать из собственного дома. При бегстве погиб весь архив. Удалось взять с собой только несколько записных книжек. Кондратьеву пришлось долго скитаться по Польше, Германии. В 1941 году умирает от рака жена. Сын, к тому времени имевший свою семью, пропадает без вести. В апреле 1945 года Кондратьев попадает в осажденный Берлин. Ему удается уехать в Югославию, к дочери. В 1950 году, после ссоры Сталина и Тито, Кондратьевы были помещены в лагерь для русских. В 1952 году, дочери и ее детям удалось уехать в США. Кондратьев оказывается в доме для престарелых в Швейцарии. В 1957 году дочь забирает отца к себе. В 1967 году писатель умер от уремии в больнице одного из пригородов Нью-Йорка.
Последняя книга Александра Кондратьева была издана в России в 1917 году. С тех пор, и до 1990 года его изданий не было. Имя же А.А.Кондратьева было известно только узкому кругу специалистов. Нельзя сказать, что оно было запрещено. Его не относили к числу "антисоветчиков" , потому что в эмиграции он не играл никакой политической роли.
Достаточно долго имя А.А.Кондратьева находилось в тени таких громких имен, как Александр Блок, Валерий Брюсов. Тем не менее, уже в 1960-е годы, при выходе в свет собраний их сочинений, составители комментариев помещали краткие биографические сведения о Кондратьеве[3].
Первая большая работа, посвященная жизни и творчеству А.А.Кондратьева, появилась вскоре после смерти писателя. Она принадлежит известному литературоведу Г.П.Струве, который в 1969 году опубликовал письма Кондратьева периода 1930-х-1950-х годов[4].
В предисловии к публикации Г.П.Струве изложил биографию писателя, сопроводив ее фразой о том, что Кондратьев, которому не нашлось места в советской "Краткой литературной энциклопедии", "играл довольно заметную роль в лагере писателей- символистов. . Он оставил свой след в истории русской литературы предреволюционной поры и мог бы оставить, при более благоприятных условиях, и более заметный след в условиях русского Зарубежья "[5].
Письма А.А.Кондратьева к Г.П.Струве содержат интересные сведения о литературной жизни начала XX века, взаимоотношениях писателя с В.Брюсовым, А.Блоком и другими представителями Серебряного века русской литературы. В этой же публикации Струве поместил письма А. А. Кондратьева А.М.Асееву - редактору журнала "Оккультизм и Йога"(Парагвай) и Е.Н.Рудневой - жене своего знакомого, у которого семья Кондратьева жила в 1939 году.
В письмах А.М.Асееву Кондратьев делится воспоминаниями о своем знакомстве с семьей Мережковских - Гиппиус, Алексеем Ремизовым, приводит рассказ о небольшом конфликте с Сергеем Есениным и так далее. Вызывает интерес такой эпизод: во время пребывания в лагере для интернированных в Триесте (Югославия) Александр Алексеевич участвовал в издании лагерного журнала, который выходил в очень ограниченном количестве экземпляров.
Письма к Е.И Рудневой содержат сведения о пребывании писателя в пансионате для престарелых в Швейцарии.
Г. П. Струве уделил внимание А.А.Кондратьеву и в других работах. Например, в публикации о периодической печати первой волны русской эмиграции он отмечал участие Кондратьева в возобновленной редакции журнала "Русская мысль" 1920-х годов[6].
В 1970-1980-е годы в нашей стране появляется ряд работ, посвященных различным сторонам культурной жизни начала XX столетия, а также монографические исследования о наиболее выдающихся представителях эпохи. В этих трудах появляется более обширная информация о творчестве А.А.Кондратьева. Так, в 1976 году А.В.Лавров в статье, посвященной архиву одного из издателей журнала "Новый путь" П.П.Перцову, рассказывает о сотрудничестве Кондратьева в журнале и его взаимоотношениях с З.Н.Гиппиус[7].
В 1979 году издательством "Наука" был опубликован сборник статей И.Ф.Анненского "Книги отражений", в который вошла и статья "О современном лиризме", содержащая рецензии на различные сборники стихов, в том числе и на две книги А.А.Кондратьева. Кроме того, был приведен и отрывок из письма Александра Кондратьева, хранящегося в РО ИРЛИ[8].
В 1980 году была подготовлена и выпущена первая книга серийного издания "Литературное наследство", приуроченная к 100-летию со дня рождения А.А.Блока[9].
Здесь были помещены четырнадцать писем А.А.Кондратьева. Публикация, предисловие и комментарий были подготовлены Р.Д.Тименчиком. В предисловии содержится краткая биография А.А.
Кондратьева, перечисляются его основные работы и описываются особенности взаимоотношений с Александром Блоком. Были приведены также указания на ранние литературоведческие работы и рецензии, посвященные Кондратьеву.
На 1980-й год публикация Р.Д.Тименчика о Кондратьеве являлась самой обстоятельной и подробной.
В последующих книгах "Литературного наследства", посвященных А.Блоку, были помещены письма А.Кондратьева В.Пясту, Г.Струве, С.Соколову, Б.Беру и А.Тинякову[10].
В обзоре изданий 1970-х-1980-х годов следует упомянуть также и другие источники, непосредственно относящиеся к творчеству
A.Кондратьева. Так, например, в семитомное собрание сочинений
B.Я.Брюсова, вышедшее в 1975 году, вошли критические статьи, касающиеся поэзии А.Кондратьева[11].

В 1976 году был выпущен 85-й том "Литературного наследства", посвященный В.Я.Брюсову. В этой книге также неоднократно упоминается имя А.Кондратьева. Но, пожалуй, главным для нас в этом томе является публикация письма В.Я.Брюсова к З.Н.Гиппиус, в котором рассказывается о конкурсе на лучшее описание дьявола, который проводился журналом "Золотое руно" в 1906 году. В этом конкурсе принимали участие около ста литераторов, но премии были отданы А.Кондратьеву, А.Ремизову и М.Кузмину[12].
В 1983 году А.В.Лавров и Р.Д.Тименчик опубликовали статью, посвященную И.Ф.Анненскому. В этой работе был приведен рассказ о деятельности Иннокентия Федоровича в должности директора 8-й Санкт-Петербургской гимназии. Кондратьев, являвшийся учащимся этой гимназии, принимал участие в сценических постановках пьес своего директора[13].
Во время тыняновских чтений, которые проходили в 1986 году в г. Риге, Р.Д.Тименчик выступил с докладом, посвященным Тынянову и некоторым тенденциям эстетической мысли 1910-х годов[14].
В этом выступлении было обосновано самосознание некоторых поэтов - современников Александра Блока, которые относили себя к "младшей линии" поэзии. Одной из наиболее показательных фигур, по мнению Р.Д.Тименчика, является как раз фигура Александра Кондратьева, для которого "забытость" повышала ценность писателя.
Идея, высказанная Р.Д.Тименчиком, позволяет найти отгадку на многие вопросы, касающиеся творчества Александра Кондратьева - в том числе, почему он не стремился к популярности.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов количество литературы об А.А.Кондратьеве значительно увеличивается. Во многом это связано с тем, что в нашу страну стали стремительно проникать литературные произведения, написанные в жанре "фэнтези". Популярность романов Д.Р.Р.Толкина, Р. Э. Говарда, Р. Желязны и других представителей зарубежной литературы вызвала к жизни многочисленные отечественные подражания. Вместе с тем, увеличился интерес к писателям Серебряного века, которые были первыми в создании произведений этого жанра - С.Городецкому, Л.Андрееву, А.Ремизову, Ф.Сологубу и так далее.
Во многом это было связано с эпохой. В период, который мы называем сейчас "советским" и "доперестроечным", популярными были те писатели и поэты, которые "вписывались" в реалии этой эпохи. Но все меняется. Известный историк литературы И.Н.Розанов, который первым поднял вопрос о существовании и сущности литературных репутаций, сказал о том, что: «у каждой эпохи своя поэзия: то, что сегодня считается недостатком, завтра может рассматриваться как достоинство и наоборот" [15].
Действительно, вместе с политическими и социальными изменениями, которые произошли в жизни нашей страны во второй половине 1980-х - 1990-е годы, творчество некоторых писателей обрело "второе рождение".
Среди этих авторов можно назвать и Александра Алексеевича Кондратьева.
В 1990 году выходит в свет книга В.Н. Топорова "Неомифологизм в русской литературе начала XX века. Роман А.А.Кондратьева "На берегах Ярыни"[16].
На сегодняшний день это самое крупное и обстоятельное исследование жизни и творчества А.А. Кондратьева. В.Н.Топоров провел анализ главного произведения писателя - демонологического романа "На берегах Ярыни". Роман был написан в эмиграции и долгие годы был неизвестен в России.
В этой же книге В.Н.Топоровым был опубликован сборник стихотворений "Славянские боги" и письма А.А.Кондратьева, хранящиеся в РО ГТТБ. Среди эпистолярного наследия наибольший интерес для нас представляют письма А.И.Тинякову и А.И.Ремизову.
В своем исследовании В.Н.Топоров уделяет внимание и "неомифологической прозе" А.Кондратьева дооктябрьской поры. Но, по его мнению, "Кондратьеву не удалось вписать новой главы в историю усвоения уроков античности в русской художественной культуре" [17].
Не ставя под сомнение высказывание В.Н.Топорова, мы, тем не менее, считаем, что проза Александра Кондратьева дооктябрьской эпохи имеет большую художественную ценность как самобытное и оригинальное явление русской литературы начала XX века, как раз в этом отношении.
С начала 1990-х годов творчество Александра Кондратьева стало возвращаться на историческую родину. В этом огромная заслуга Вадима Крейда, который опубликовал в нашей стране стихи и прозу дооктябрьского и эмигрантского периода жизни А.А.Кондратьева[18].
В.Крейду удалось познакомиться с дочерью Кондратьева Еленой Андреевой, которая передала исследователю небольшой архив отца. В 1990 году в издательстве "Антиквариат" (Орэднж, США) Крейд опубликовал сборник посмертных стихотворений Кондратьева. В 2001 году издательство "Молодая гвардия" выпустило книгу стихов "Боги забытых времен", составителем которой выступил В.Крейд. В нее вошли сборники стихов Александра Кондратьева, изданные в разное время: "Стихи А.К."(1905), "Черная Венера"(1909), "Закат"(1990"), "Славянские боги"(1936) и ряд стихов, не вошедших в сборники[19].
В этих и других публикациях Вадим Крейд представил и биографию Александра Кондратьева, особенно ее эмигрантский период [20].
Часть стихотворного наследия Александра Кондратьева была опубликована также в антологии "Русской поэзии серебряного века", подготовленной М.Л.Гаспаровым. Поэзия А.А.Кондратьева представлена стихотворением "Жалоба сатирессы". В краткой справке о жизни и творчестве поэта составитель отметил, что: "А.А. Кондратьев учился в гимназии у Иннокентия Анненского, считал его наставником всю жизнь, но воспринял от него только интерес к античной мифологии <.> Ведущие символисты относились к нему в лучшем случае снисходительно "[21].
Действительно, поэзия А.Кондратьева, в отличии от его прозы, не пользовалась успехом у современников.
В 1993 году в издательстве "Северо-Запад" появился сборник "Сны", который наиболее полно представил Кондратьева-прозаика. В книгу вошел ранее не издававшийся в России роман "На берегах Ярыни", повесть "Сны", роман "Сатиресса"(1907) и рассказы из сборников "Белый козел" (1908) и "Улыбка Ашеры"(1911). Авторскую прозу предваряло предисловие Олега Седова, в котором давался краткий анализ творчества писателя [22].
О.Седов, говоря о творчестве А.А.Кондратьева, отмечал, что едва ли не все оно "посвящено демоническому женскому существу, в котором черты различных богинь соединились в слиянной неслиянности, способной совместить неприступное целомудрие с оргиастической страстью" [23].
В 1990-е годы увидели свет еще ряд работ, непосредственно посвященных А.А.Кондратьеву. Наиболее подробные сведения о писателе содержатся в статье Р.Д.Тименчика, помещенной в библиографическом словаре русских писателей[24].
В этой статье, помимо биографических сведений, содержится информация о главных произведениях А.А.Кондратьева, изданных в нашей стране и за рубежом. Здесь же приводятся выдержки из рецензий и библиография.
Кроме вышеуказанного "Библиографического словаря", сведения о жизни и творчестве А.А.Кондратьева были помещены и в "Литературной энциклопедии русского зарубежья". Автором статьи является Е.В.Витковский[25].
Круг общения Александра Кондратьева был достаточно обширен. Поэтому, исследуя взаимоотношения представителей
Серебряного века русской литературы, современные литературоведы не обошли стороной и имя А.А.Кондратьева[26].
И, наконец, в настоящее время, специальные литературоведческие исследования творчества А.А.Кондратьева продолжаются. Из последних работ можно назвать небольшую статью В.М. Лузиной "Александр Кондратьев - поэт серебряного века: жизнь и творчество, обзор литературы"[27].
К вышесказанному можно добавить, что к 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга, в сети Интернет появился сайт, посвященный писателям и поэтам Серебряного века. Одна из его страниц содержит краткую биографию и библиографический указатель основных работ А.А.Кондратьева[28].
Данное диссертационное исследование посвящено творчеству Александра Алексеевича Кондратьева 1899-1917 годов.
В ходе работы были проведены исследования, связанные с изучением жизни и творчества писателя. Привлечены документы, хранящиеся в РО ИРЛИ. В работе над диссертацией впервые использованы первоиздания различных текстов художественных и литературно-критических произведений. Для освещения более полной картины творческих исканий А.А.Кондратьева использована и интерпретирована научная и художественная литература, воспоминания современников, публикации писем.
Предметом изучения является дореволюционная проза писателя: роман "Сатиресса" (1907), сборники рассказов "Белый козел"(1908) и "Улыбка Ашеры" (1911), и книга "Граф А.К.Толстой. Материалы для истории жизни и творчества"(1912) .
Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью более целостного представления о творчестве писателей Серебряного века русской литературы. Выбор материала для исследования связан с объективной научной потребностью изучения одного из самобытных писателей, А.А.Кондратьева, в контексте его философско-художественных исканий, во взаимосвязи с ведущими тенденциями в развитии русской литературы конца XIX -начала XX веков.
Процесс мифологизации культуры на рубеже XIX - XX веков стал неотъемлемой частью духовного бытия русского общества, доминирующих элементов мироощущения, оказавших существенное влияние на творческие принципы художников Серебряного века русской литературы.
Стремясь создать новую идеальную культуру, символисты увидели в мифе универсальный метаисторический способ выражения действительности, не только богатейший источник вечных сюжетов, но и универсальную смыслопорождающую художественную форму.
А.А.Кондратьев, который никогда не отожествлял себя с символистами, тем не менее, был вовлечен в процесс создания "неомифологических" произведений.
Символистское мифотворчество развивалось в двух направлениях. С одной стороны, воскрешение древней мифологии в археотипических образах и сюжетах, с другой - неомифологизм как "осмысление историко-культурного мифа как открытой моделирующей системы или создание авторского концепта мифа, коррелята его отношения к действительности "[29].
В своем стремлении создать новую культуру русские модернисты обращались к мифу и как к источнику сюжетов и образов, и как к универсальному способу постижения истории и современности.
Художественный мифологизм Александра Кондратьева проявляется и в создании своей оригинальной системы мифологем, столь характерный для многих представителей литературы Серебряного века, предполагающих понимание мира как мифа.
Обращение А.А.Кондратьева к истории жизни и творчества
A.К.Толстого также является ярким примером литературных и научных изысканий писателей-модернистов Серебряного века, которые обращались к опыту своих предшественников, находя в нем истоки своего собственного творчества, выстраивая устойчивую культурную традицию, в которую и вписывали свои искания.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили концептуальные положения работ известных отечественных и зарубежных философов (В.Джемса, Ф.Ницше,
B.Соловьева и др.), представителей художественно-эстетической и критической мысли XX века ( А.Белого, Вяч.Иванова, Д.Мережковского), исследователей истории и теории литературы (С.С.Аверинцева, А.Н.Веселовского, А.В.Лаврова, А.Ф.Лосева, Е.М.Мелетинского, З.Г.Минц, Р.Д.Тименчика, В.Н.Топорова, Б.А.Успенского, и др.).
Новизна данного исследования состоит в том, что это первая попытка комплексного исследования, посвященная анализу творчества А.А.Кондратьева 1899-1917 годов.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при изучении творчества русских писателей Серебряного века русской литературы, в преподавании систематического курса русской литературы XX века, а также в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам истории литературы.
Решению этих задач должна способствовать структура работы, состоящей из двух глав. В первой главе, включающей два раздела, рассматриваются творческие искания А.А.Кондратьева в период с
1899 по 1917 годы, делается попытка определить его место в литературной среде конца XIX -начала XX веков, дать оценку его писательской самобытности. В первом разделе автор диссертации представляет жизнь и творчество А.А.Кондратьева в период с 1876 по 1917 гг. Во втором разделе анализируются оценки современниками его поэтического и прозаического творчества. Во второй главе, также состоящей из двух разделов, предпринята попытка провести анализ прозы А.А.Кондратьева, опубликованной в дооктябрьский период. В первом разделе рассматривается мифологическая проза писателя. Во втором - его книга "Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества". И, наконец, в заключение диссертационной работы делаются выводы, к которым пришел автор в результате своего исследования, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

Комментариев нет: