Литературный журнал "Джамбо"
Павел Тимофеев
Краткий очерк о творчестве Игоря Эпанаева
Человек, оказываясь в незнакомом месте, для ориентировки использует компас, карту, если того и другого нет, идет в направлении, выбранном по тем или иным причинам (север, направление течения реки и т. п.) чтобы сориентироваться в творчестве И. Эпанаева, необходимо определить признаки, характерные для этого поэта.
Итак, во-первых: И. Э. Поэт - минималист. Большинство его стихов - двустишия, четверостишия или восьмистишия. Из последнего сборника И. Э. Лишь три стиха превышают количество восьми строк. Да и они могут быть легко разъяты на отдельные стихи. (Прочитав эти строки И. Э. возможно, возьмет, да и напишет «поэму песен в двадцать пять».)
Во-вторых: И. Э. традиционалист. Все его стихи рифмованы и метрически выверены. Размеры также классические с преобладанием хорея. Кстати именно хореем пишутся русские частушки.
Упомянув о частушках, сразу определим и третий признак поэзии И. Э. - характерная емкость и краткость.
«Жизнь моя короткая,
Потому что водка я»
«Не хотим с любыми мы,
А хотим с любимыми»
В четвертых: Работая с малой формой и классической метрикой, для большей эффективности И. Э. вынужден использовать каламбурные, составные, корневые и пр. рифмы. Чем необычнее рифма, тем интереснее стихотворение:
«Вот выходит Варя в белом
И выносит парабеллум.
Защититься попытайся,
Но у Варя папа — Тайсон!»
«... Кто-то любит простоквашу,
Ну а я, дак, просто квашу»
Кстати, экспромт:
Стишата Эпанаева
Почти как у Минаева.
Дело в том, что поэт середины XIX века Д. Д. Минаев, прозванный современниками королём рифмы, использовал те же приёмы:
«...Для немца ведь чины
Вкуснее ветчины»
«Ты грустно восклицаешь: «тали я?
В сто сантиметров моя талия...»
Действительно, такому стану
Похвал я выражать не стану.»
«Женихи носов не весьте,
Приходя к своей невесте»
А теперь, определив, я думаю, верное направление, мы можем сделать определенные выводы:
Известный факт, в древнегреческой драматургии трагедии всегда были нерифмованны. Рифма, тем более, очень точная, вносит определённую легкость восприятия, вызывает улыбку. Я уже говорил о частушках, добавлю также и пословицы. Именно точная рифма делает их легкими и веселыми. Поэтому И. Э. всегда будет восприниматься поэтом-юмористом, даже если будет писать «собственной кровью».
Далее, следует не удивляться абсурду, в творчестве И. Э., потому что нарочитый абсурд, вызван строгой внешней формой, и как бы «оправдывает» содержание. Варя, а не Ира выходит в белом, а не в синем, и выносит парабеллум, а не кольт и не маузер, иначе исчезнет каламбурная рифма, а вместе с ней и юмор. Конечно не все стихи И. Э. абсурдны, и уж тем более не следует считать, что И. Э. не вкладывает в свои стихи никакого смысла и не имеет своего взгляда на вещи. Зачастую в эпанаевском каламбурном стихе при кажущейся абсурдности присутствует и смысл и гармония, что делает такой стих особенно интересным: Варя в белом, а папа у Вари - Тайсон, то бишь негр, значит Варя как минимум мулатка; смысловая картинка становится еще более пикантной.
И, наконец, следует добавить, что наиболее слабые, на мой взгляд, стихи И. Э. слабы именно тем, что не соответствуют вышеупомянутым признакам.
Напоследок хотелось бы пожелать Игорю Эпанаеву не сворачивать с выбранного пути и совершенствовать свои поэтические приемы.
Написано Павлом Тимофеевым
03. 07. 04 утром в трезвом уме
и здравой памяти.
Павел Тимофеев
Краткий очерк о творчестве Игоря Эпанаева
Человек, оказываясь в незнакомом месте, для ориентировки использует компас, карту, если того и другого нет, идет в направлении, выбранном по тем или иным причинам (север, направление течения реки и т. п.) чтобы сориентироваться в творчестве И. Эпанаева, необходимо определить признаки, характерные для этого поэта.
Итак, во-первых: И. Э. Поэт - минималист. Большинство его стихов - двустишия, четверостишия или восьмистишия. Из последнего сборника И. Э. Лишь три стиха превышают количество восьми строк. Да и они могут быть легко разъяты на отдельные стихи. (Прочитав эти строки И. Э. возможно, возьмет, да и напишет «поэму песен в двадцать пять».)
Во-вторых: И. Э. традиционалист. Все его стихи рифмованы и метрически выверены. Размеры также классические с преобладанием хорея. Кстати именно хореем пишутся русские частушки.
Упомянув о частушках, сразу определим и третий признак поэзии И. Э. - характерная емкость и краткость.
«Жизнь моя короткая,
Потому что водка я»
«Не хотим с любыми мы,
А хотим с любимыми»
В четвертых: Работая с малой формой и классической метрикой, для большей эффективности И. Э. вынужден использовать каламбурные, составные, корневые и пр. рифмы. Чем необычнее рифма, тем интереснее стихотворение:
«Вот выходит Варя в белом
И выносит парабеллум.
Защититься попытайся,
Но у Варя папа — Тайсон!»
«... Кто-то любит простоквашу,
Ну а я, дак, просто квашу»
Кстати, экспромт:
Стишата Эпанаева
Почти как у Минаева.
Дело в том, что поэт середины XIX века Д. Д. Минаев, прозванный современниками королём рифмы, использовал те же приёмы:
«...Для немца ведь чины
Вкуснее ветчины»
«Ты грустно восклицаешь: «тали я?
В сто сантиметров моя талия...»
Действительно, такому стану
Похвал я выражать не стану.»
«Женихи носов не весьте,
Приходя к своей невесте»
А теперь, определив, я думаю, верное направление, мы можем сделать определенные выводы:
Известный факт, в древнегреческой драматургии трагедии всегда были нерифмованны. Рифма, тем более, очень точная, вносит определённую легкость восприятия, вызывает улыбку. Я уже говорил о частушках, добавлю также и пословицы. Именно точная рифма делает их легкими и веселыми. Поэтому И. Э. всегда будет восприниматься поэтом-юмористом, даже если будет писать «собственной кровью».
Далее, следует не удивляться абсурду, в творчестве И. Э., потому что нарочитый абсурд, вызван строгой внешней формой, и как бы «оправдывает» содержание. Варя, а не Ира выходит в белом, а не в синем, и выносит парабеллум, а не кольт и не маузер, иначе исчезнет каламбурная рифма, а вместе с ней и юмор. Конечно не все стихи И. Э. абсурдны, и уж тем более не следует считать, что И. Э. не вкладывает в свои стихи никакого смысла и не имеет своего взгляда на вещи. Зачастую в эпанаевском каламбурном стихе при кажущейся абсурдности присутствует и смысл и гармония, что делает такой стих особенно интересным: Варя в белом, а папа у Вари - Тайсон, то бишь негр, значит Варя как минимум мулатка; смысловая картинка становится еще более пикантной.
И, наконец, следует добавить, что наиболее слабые, на мой взгляд, стихи И. Э. слабы именно тем, что не соответствуют вышеупомянутым признакам.
Напоследок хотелось бы пожелать Игорю Эпанаеву не сворачивать с выбранного пути и совершенствовать свои поэтические приемы.
Написано Павлом Тимофеевым
03. 07. 04 утром в трезвом уме
и здравой памяти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий