Александр Быков
Историк, этнограф, издатель, краевед, директор и основатель первого в России частного музея политической истории "Музей дипломатического корпуса", член Союза российских писателей Александр Владимирович Быков (Вологда).Уважаемые читатели, в очередную годину смерти поэта Николая Рубцова предлагаю поговорить о том, чего всячески избегают исследователи творчества, а именно о гении и злодействе.
Как ни странно, но оба эти качества весьма причудливо уживались в тщедушном теле поэта Рубцова. Когда он бывал трезв, ( с годами все реже), он представал, как скромный, весьма застенчивый и очень обаятельный человек. Когда поэт выпивал, а для Рубцова было достаточно 50 гр. дешевого красного вина, чтобы попасть в кураж, сразу возникал другой персонаж: нагловатый циничный фраерок с неизменным грязным белым шарфиком и папироской в зубах, негативным отношением к окружающему миру, который "не видит в нем гения" и это дает ему право считать себя оскорбленным и оскорблять других.
Объектом немотивированной гнева поэта в разные годы становились многие известные люди. Кое кто из них, например Виктор Астафьев, откровенно написали об этом. Большинство, спрятавшись в тени посмертной славы Рубцова, так и не решились придать огласке примеры из свого личного опыта.
Отдельная тема в этих взаимотношениях-женщины поэта. Когда он был молод, беден и бездомен, многие девушки не увидели в нем потенциального мужа и отвергли ухаживания Коли Рубцова. Об одних он забыл, других, таких как,Татьяна Агафонова, помнил всю жизнь и посвятил им немало стихотворений.
Но была в его жизни и роковая женщина. Поэт Виктор Коротаев называл ее "козырная дама". Речь идет конечно о Людмиле Дербиной (Грановской), которую от замужества за поэтом отделяло несколько дней и которая сама прервала их сумбурный роман.
В установившемся мнении почитателей таланта поэта, его убийца - это вопрощение вселенского зла, орудие мирового заговора против русской культуры. Но так ли все было на самом деле?
давайте разберемся.
Они были знакомы давно, не более чем знакомы, до того момента, пока Дербина не переехала жить в Вологду и стала ходить на заседания литературной богемы в Союз пистелей СССР. И тут начался их роман. Я бы даже назвал его производственным, ведь оба героя относились к одному цеху поэтов. В этом была их сила, но это было и тяжелым испытанием.
Рубцов знал, что он гений и ежедневно требовал, чтобы ему об этом говорили. Дербина тоже знала, что пишет сильные стихи, и роль вечной служанки у ног пьяного гения, ее коробила. Она лучше других знала, что он выдающийся поэт и прощала ему многое, в том числе и то, что прощать женщине было нельзя.
Загляните в ее мемуары, найдете немало примеров, когда ей следовало немедленно уходить от Рубцова. Навсегда. Она уходила, он преследовал ее, умолял, уговоривал. Рубцов в состоянии похмелья любил быть жалким и просящим. Эму нравилась роль мазохиста. Но это было притворство. И когда долгожданное прощение было получено, внутри поэта снова просыпался дьявол, который ждал и находил момент, чтобы выплеснуть в очередной раз всю свою ненависть к женскому полу.
Справедливости ради надо сказать, что Дербина была не единственной жертвой больного воображения поэта. От его необузданного нрава страдала Гета Меньшикова, с которой Рубцов прижил дочь Лену, но которая никогда не была ему женой, только сожительницей в течение нескольких месяцев на протяжении нескольких лет, во время скитаний поэта между Москвой Вологдой и Николой. Покоя ему не было нигде.
В числе пострадавших оказалась даже замужняя Татьяна Решетова ( в девичестве Агафонова), которой пьяных поэт нагрубил при встрече и которую больно обидел публикацией своих стихов : "Что я тебе отвечу на обман..."
Были в тот период у него него и еще знакомые женщины. Некоторых он сразу же звал замуж, но никто не захотел связывать судьбу с вечно пьяным безденежным неустроенным поэтом. Женщинам в семье нужен тыл, а тыла Рубцов дать не мог и не хотел.
Ему было комфортно жить в постоянном угаре, ведь литературная работа, по его собственному признанию выматывала и требовала отыха. Люди расслабляются по разному, Рубцов отдыхал вот так.
Ему прощали многое: прощали бесконечные выходки, дебоши, оскорбления случайных людей, даже должностных лиц и членов партии. Прощали, потому, что понимали, он - большой русский поэт ( великим он станет уже после смерти). И это всепрощение развратило Рубцова.
С одной стороны, менее талантливые собратия по перу, регулярно наливают, с другой, люди с положением покрывали его выходки. Ведь он поэт, талант, его надо пестовать и прощать. Путеводной звездой для Рубцова был Есенин. Биографию поэта Рубцов хорошо знал, он интересовался им еще в ранноей молодости, учась в Кировске на горного техника. Судьба Сергея Александровича должна была кое чему научить Рубцова, но на чужих ошибках способны учиться немногие.
И тут, среди этого постоянного гвалта и чехарды, повяляется Дербина. Она отвечает ему взаимностью и соглашается на предложение стать женой. Это сам по себе поступок, предлагал он многим, но согласилась одна она. Потом, когда ее обвинят во всех тяжких, будет предъявлено, что этим она хотела получить прописку, войти в доверие и подчинить великого русского поэта. Припомнят даже мимолетное знакомство Дербиной с Евтушенко и все это сплетут в клубок заговора, дополнив в качестве квинэссенции зла ее стихи про волков.
На самом деле, никакого заговора, конечно не было. Вряд и Людмила Адександровна и сейчас, после стольких лет травли, откровенно назовет все мотивы, ради которых она соглашалась на почти ежедневные унижения со сторны поэта. Поэтому, рискнем предположить сами.
Она видела себя его ангелом хранителем, женщины часто создают себе такую иллюзию. Она вообразила, что сделает Рубцова лучше, что из за нее он бросит пить и станет уважаемым членом общества, а она, как его жена, тоже быстро преодолеет многие препоны и сможет реализовать себя, как поэтесса. Наверяка, все это было, хотя бы подсознательно. Ничего зазорного в таких планах нет. Но реальность разбила все иллюзии.
Не выдержав постоянных издевательств над собой, как над женщиной, и как над поэтессой, Дербина, в состоянии аффекта, задушила Рубцова. Есть версия, что он во время свалки умер от сердечного приступа. Эта версия оправдывает ее. Защитники Дербиной говорят, что это была самооборона и она тоже не виновата!
Не будем гадать, правду возможно установить только при эксгумаци тела и то...ведь прошло 42 года. Возмем де факто: что случилось, то случилось, а суд признал Людмилу Дербину виновной в убийстве Николая Рубцова.
Я, зная не понаслышке, как работает наш суд, могу подвергать сомнениям многие аргументации следствия и прокуратуры, благо материалы суда и дело опубликованы М. Суровым и доступны для пользователя. Отмечаю и великолепную работу защиты, к доводам которой кассационная инстанция не прислушалась. Все это есть в материалах дела. Но нас интересует другое, а именно мотивация суда при вынесении приговора.
Убежден, изучив все обстоятельства дела суд ясно увидел, что трагедия стала результатом бытовой ссоры. Никакого умысла у Дербиной убивать Рубцова не было. Произошла трагическая случайность. Но, как это у нас постоянно бывает, из бытового случая сделали политический прецедент, ведь погиб не просто пьяница Коля-Шарфик, а выдающийся русский поэт.
Именно поэтому несчастная Дербина была объявлена "вселенским злом" и получила суровое наказание. Рубцов из за своей "романтической" смерти быстро стал героем.
Потребовалась идея для его социальной реабилитации. И, как в свое время с Мартыновым, убившим Лермонтова, (хотя тот, в отличие от нее, знал, что делал), Дербиной приписали "политику", которая полностью изменила ее дальнейшую жизнь.
Убежден, не будь этой политической составляющей, Дербина получила бы существенно меньший срок, а возможно и условное наказание, все таки случайность. А если принять во внимание версии о сердечном приступе, то и вообще- оправдание. Этого допустит было нельзя, она убила поэта- национальное достояние! Наверняка сначала наверху было принято "волевое решение", а уж потом суд поставил свою точку в этом деле.
"Что имеем не храним, потерявши-плачем". Эта поговорка является, к сожалению, нашей национальной идеей. Если бы в свое время Рубцова остановили, отправили на лечение, ведь всем было ясно, что оно необходимо, как минимум два талантливых человека прожили бы жизнь по другому. А раз не случилось, нечего стенать и проклинать. И вобще нечего вникать в детали биографии поэта. Это удел посвященных. Там все очень тонко и спорно. тем более, не надо навешивать несущестовавших добродетелей, типа православности, к которой некрещеный Рубцов никакого отношения не имел. Он оставил потомкам свои стихи, немного, но чать из них действитльно великие. Этого довольно!
Историк, этнограф, издатель, краевед, директор и основатель первого в России частного музея политической истории "Музей дипломатического корпуса", член Союза российских писателей Александр Владимирович Быков (Вологда).Уважаемые читатели, в очередную годину смерти поэта Николая Рубцова предлагаю поговорить о том, чего всячески избегают исследователи творчества, а именно о гении и злодействе.
Как ни странно, но оба эти качества весьма причудливо уживались в тщедушном теле поэта Рубцова. Когда он бывал трезв, ( с годами все реже), он представал, как скромный, весьма застенчивый и очень обаятельный человек. Когда поэт выпивал, а для Рубцова было достаточно 50 гр. дешевого красного вина, чтобы попасть в кураж, сразу возникал другой персонаж: нагловатый циничный фраерок с неизменным грязным белым шарфиком и папироской в зубах, негативным отношением к окружающему миру, который "не видит в нем гения" и это дает ему право считать себя оскорбленным и оскорблять других.
Объектом немотивированной гнева поэта в разные годы становились многие известные люди. Кое кто из них, например Виктор Астафьев, откровенно написали об этом. Большинство, спрятавшись в тени посмертной славы Рубцова, так и не решились придать огласке примеры из свого личного опыта.
Отдельная тема в этих взаимотношениях-женщины поэта. Когда он был молод, беден и бездомен, многие девушки не увидели в нем потенциального мужа и отвергли ухаживания Коли Рубцова. Об одних он забыл, других, таких как,Татьяна Агафонова, помнил всю жизнь и посвятил им немало стихотворений.
Но была в его жизни и роковая женщина. Поэт Виктор Коротаев называл ее "козырная дама". Речь идет конечно о Людмиле Дербиной (Грановской), которую от замужества за поэтом отделяло несколько дней и которая сама прервала их сумбурный роман.
В установившемся мнении почитателей таланта поэта, его убийца - это вопрощение вселенского зла, орудие мирового заговора против русской культуры. Но так ли все было на самом деле?
давайте разберемся.
Они были знакомы давно, не более чем знакомы, до того момента, пока Дербина не переехала жить в Вологду и стала ходить на заседания литературной богемы в Союз пистелей СССР. И тут начался их роман. Я бы даже назвал его производственным, ведь оба героя относились к одному цеху поэтов. В этом была их сила, но это было и тяжелым испытанием.
Рубцов знал, что он гений и ежедневно требовал, чтобы ему об этом говорили. Дербина тоже знала, что пишет сильные стихи, и роль вечной служанки у ног пьяного гения, ее коробила. Она лучше других знала, что он выдающийся поэт и прощала ему многое, в том числе и то, что прощать женщине было нельзя.
Загляните в ее мемуары, найдете немало примеров, когда ей следовало немедленно уходить от Рубцова. Навсегда. Она уходила, он преследовал ее, умолял, уговоривал. Рубцов в состоянии похмелья любил быть жалким и просящим. Эму нравилась роль мазохиста. Но это было притворство. И когда долгожданное прощение было получено, внутри поэта снова просыпался дьявол, который ждал и находил момент, чтобы выплеснуть в очередной раз всю свою ненависть к женскому полу.
Справедливости ради надо сказать, что Дербина была не единственной жертвой больного воображения поэта. От его необузданного нрава страдала Гета Меньшикова, с которой Рубцов прижил дочь Лену, но которая никогда не была ему женой, только сожительницей в течение нескольких месяцев на протяжении нескольких лет, во время скитаний поэта между Москвой Вологдой и Николой. Покоя ему не было нигде.
В числе пострадавших оказалась даже замужняя Татьяна Решетова ( в девичестве Агафонова), которой пьяных поэт нагрубил при встрече и которую больно обидел публикацией своих стихов : "Что я тебе отвечу на обман..."
Были в тот период у него него и еще знакомые женщины. Некоторых он сразу же звал замуж, но никто не захотел связывать судьбу с вечно пьяным безденежным неустроенным поэтом. Женщинам в семье нужен тыл, а тыла Рубцов дать не мог и не хотел.
Ему было комфортно жить в постоянном угаре, ведь литературная работа, по его собственному признанию выматывала и требовала отыха. Люди расслабляются по разному, Рубцов отдыхал вот так.
Ему прощали многое: прощали бесконечные выходки, дебоши, оскорбления случайных людей, даже должностных лиц и членов партии. Прощали, потому, что понимали, он - большой русский поэт ( великим он станет уже после смерти). И это всепрощение развратило Рубцова.
С одной стороны, менее талантливые собратия по перу, регулярно наливают, с другой, люди с положением покрывали его выходки. Ведь он поэт, талант, его надо пестовать и прощать. Путеводной звездой для Рубцова был Есенин. Биографию поэта Рубцов хорошо знал, он интересовался им еще в ранноей молодости, учась в Кировске на горного техника. Судьба Сергея Александровича должна была кое чему научить Рубцова, но на чужих ошибках способны учиться немногие.
И тут, среди этого постоянного гвалта и чехарды, повяляется Дербина. Она отвечает ему взаимностью и соглашается на предложение стать женой. Это сам по себе поступок, предлагал он многим, но согласилась одна она. Потом, когда ее обвинят во всех тяжких, будет предъявлено, что этим она хотела получить прописку, войти в доверие и подчинить великого русского поэта. Припомнят даже мимолетное знакомство Дербиной с Евтушенко и все это сплетут в клубок заговора, дополнив в качестве квинэссенции зла ее стихи про волков.
На самом деле, никакого заговора, конечно не было. Вряд и Людмила Адександровна и сейчас, после стольких лет травли, откровенно назовет все мотивы, ради которых она соглашалась на почти ежедневные унижения со сторны поэта. Поэтому, рискнем предположить сами.
Она видела себя его ангелом хранителем, женщины часто создают себе такую иллюзию. Она вообразила, что сделает Рубцова лучше, что из за нее он бросит пить и станет уважаемым членом общества, а она, как его жена, тоже быстро преодолеет многие препоны и сможет реализовать себя, как поэтесса. Наверяка, все это было, хотя бы подсознательно. Ничего зазорного в таких планах нет. Но реальность разбила все иллюзии.
Не выдержав постоянных издевательств над собой, как над женщиной, и как над поэтессой, Дербина, в состоянии аффекта, задушила Рубцова. Есть версия, что он во время свалки умер от сердечного приступа. Эта версия оправдывает ее. Защитники Дербиной говорят, что это была самооборона и она тоже не виновата!
Не будем гадать, правду возможно установить только при эксгумаци тела и то...ведь прошло 42 года. Возмем де факто: что случилось, то случилось, а суд признал Людмилу Дербину виновной в убийстве Николая Рубцова.
Я, зная не понаслышке, как работает наш суд, могу подвергать сомнениям многие аргументации следствия и прокуратуры, благо материалы суда и дело опубликованы М. Суровым и доступны для пользователя. Отмечаю и великолепную работу защиты, к доводам которой кассационная инстанция не прислушалась. Все это есть в материалах дела. Но нас интересует другое, а именно мотивация суда при вынесении приговора.
Убежден, изучив все обстоятельства дела суд ясно увидел, что трагедия стала результатом бытовой ссоры. Никакого умысла у Дербиной убивать Рубцова не было. Произошла трагическая случайность. Но, как это у нас постоянно бывает, из бытового случая сделали политический прецедент, ведь погиб не просто пьяница Коля-Шарфик, а выдающийся русский поэт.
Именно поэтому несчастная Дербина была объявлена "вселенским злом" и получила суровое наказание. Рубцов из за своей "романтической" смерти быстро стал героем.
Потребовалась идея для его социальной реабилитации. И, как в свое время с Мартыновым, убившим Лермонтова, (хотя тот, в отличие от нее, знал, что делал), Дербиной приписали "политику", которая полностью изменила ее дальнейшую жизнь.
Убежден, не будь этой политической составляющей, Дербина получила бы существенно меньший срок, а возможно и условное наказание, все таки случайность. А если принять во внимание версии о сердечном приступе, то и вообще- оправдание. Этого допустит было нельзя, она убила поэта- национальное достояние! Наверняка сначала наверху было принято "волевое решение", а уж потом суд поставил свою точку в этом деле.
"Что имеем не храним, потерявши-плачем". Эта поговорка является, к сожалению, нашей национальной идеей. Если бы в свое время Рубцова остановили, отправили на лечение, ведь всем было ясно, что оно необходимо, как минимум два талантливых человека прожили бы жизнь по другому. А раз не случилось, нечего стенать и проклинать. И вобще нечего вникать в детали биографии поэта. Это удел посвященных. Там все очень тонко и спорно. тем более, не надо навешивать несущестовавших добродетелей, типа православности, к которой некрещеный Рубцов никакого отношения не имел. Он оставил потомкам свои стихи, немного, но чать из них действитльно великие. Этого довольно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий