четверг, 29 мая 2014 г.

Владимир Аринин "Тайны Крыма". Фрагменты книги

Аринин Владимир Иванович, член Российского Союза писателей и Союза журналистов РФ, писатель, драматург, журналист, историк, автор 20 книг (в том числе двухтомника, вышедшего  в московском издательстве «Современник»)  и девяти поставленных на профессиональКрасный Север
Мы предлагаем вниманию читателей фрагменты готовящегося к печати исторического очерка известного вологодского писателя Владимира Аринина «Тайны Крыма». Главным героем повествования, объединяющего столь разные сюжеты, стала история легендарного полуострова, которая вместила в себя невероятный калейдоскоп событий, переплетение судеб людей и целых народов. Обо всем этом, а также о том, что связывает Крым с вологодской землей, - в новой книге Владимира Аринина.
Вологодское влияние
Крым во многом воплощает тайну бытия, которая распадается на бесконечное множество тайн, исторических, житейских, творческих, природных. И, бывая в Крыму, я каждый раз привозил оттуда какой-то сюжет о его загадках. 
Но моя книга - это не исследование тайн Крыма. Это литературное сочинение, история Крыма - его объединяющий стержень, притом к ней добавляются факты из истории Вологды и моей жизни.
Крым и Вологда для меня литературно как бы соединились. К примеру, мною написан большой очерк о выдающемся русском ученом Николае Данилевском. В свое время я вел переписку с его пра-внуками, москвичкой Валентиной Данильченко и ее сестрой Инной Роу, жительницей Гамбурга. И получил от них ценный материал о Данилевском и его вологодской жене Ольге Межаковой. Вот что об этом писала мне Валентина Данильченко:
«Есть в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике картина известного академика живописи, вышедшего из крестьян, Платона Тюрина «Дети А. П. Межакова». Среди этих детей - наша прабабушка Ольга. Она родилась в 1838 году в селе Никольское, в 80 километрах от Вологды... 
Детство Олечки Межаковой прошло в роскошной усадьбе с уникальным парком, богатейшей библиотекой, картинной галереей, собственным театром и церковью. Она говорила на французском и немецком языках, получила хорошее домашнее образование, умела отлично рисовать и много читала...» 
И вот в Никольском появляется Николай Яковлевич Данилевский. Он был вдовцом, его жена умерла от холеры. Несомненно, гость очень интриговал воображение юной Ольги. Он, после дела петрашевцев проведя 100 дней в Петропавловской крепости, был выслан в Вологду под секретный надзор. Резолюцию со словами «Чем умнее и образованнее человек, тем он может быть опаснее» наложил на его деле лично Николай I в 1849 году.
Данилевский увлекся Ольгой, а ее отец, Александр Павлович Межаков, стал его близким другом. Общего у них было много: знатоки и любители природы, высокообразованные люди, они высаживали новые растения в Никольском парке. 
Прошли годы, ссылка закончилась. Н. Я. Данилевский ездил в экспедиции, но забыть Никольское не смог. В октябре 1861 года состоялась свадьба Ольги Александровны и Николая Яковлевича. Став женой выдающегося человека, Ольга Александровна была не только верным другом, но и его помощницей, непременной участницей научных экспедиций.
Николай Данилевский стал автором известной книги «Россия и Европа», его нередко называли «русским гением». На мой взгляд, главные мысли этой книги нашли свое подтверждение и во время нынешних событий на Украине.
Данилевский во многом прав, когда пишет о враждебности Запада к России. Мыслитель создал свой труд, переехав из Вологды в Крым. Здесь, восстанавливая разрушенное французами имение Мшатка, он мог воочию наблюдать следы бесчинств интервентов - французов, англичан и турок - в Крыму во время и после Крымской войны 1854 - 1855 годов. 
А теперь - о Севастополе и не только.
Наша крепость
Стоит над морем крепость,
Прославлена в веках.
Наш город - Севастополь
На крымских берегах.
Глядят на море пушки,
Как в Крымскую войну.
Обороняла крепость
Геройски всю страну.
И вот настал последний бой.
В огне Сапун-гора.
Как шторм, идет победный штурм
Как гром, гремит «ура!»
Есть у меня медаль отца.
Ее храню я свято.
Я - сын погибшего в бою
Советского солдата.
Он верил - Крым освободим,
Разгромлен будет враг.
Стоит над морем крепость.
Над ней - российский флаг.
Это - слова моей песни «Наша крепость». Мною же сочинена и ее мелодия. Признаюсь, я, как писатель, пробовавший свои силы в нескольких жанрах, иногда сочиняю слова песен и мелодии к ним. Делаю это для души. Песенку «Наша крепость» я сочинил под наплывом эмоций по поводу воссоединения Крыма с Россией и в честь семидесятилетия годовщины освобождения Севастополя. И нахлынули воспоминания.
…В 1967 году мы с женой Людой ездили на отдых в Крым, в Гурзуф, и побывали в Севастополе. У подножья Сапун-горы я думал о том, сколько мужества потребовалось, чтобы овладеть этой, казалось бы, неприступной высотой, где немцы простреливали каждый сантиметр. И еще думал о погибшем отце. Он не был в Крыму, в 42-м погиб подо Ржевом. Я искал тогда его могилу, но найти не мог. Я еще не знал, что он лежит под тонким слоем земли от взрыва немецкой мины, непохороненный. И пролежит так целых 65 лет. И только в 2008 году его обнаружит на бывшем поле боя поисковый отряд «Фронтовые дороги». На металлоискатель этих славных ребят-москвичей в кармане его истлевшей гимнастерки отзовется из-под земли медаль «За трудовое отличие», которую ему в числе лучших учителей перед войной вручил в Кремле сам глава правительства Калинин. Отец всегда, как реликвию, носил ее с собой. И я знаю, он погиб не только за Ржев, а за всю нашу неделимую Россию, и за Украину, и за Крым.
Загадка гибели Потемкина
«Верните нам наш Крым, нашу священную землю, бесстрашно и коварно захваченную русскими. Мы обращаемся с этим призывом ко всему миру, ко всем народам. Мы готовы за Крым предать огню все московское государство, превратить его в выжженное поле. Да поможет нам в этом благом деле Аллах всемогущий. И пусть шайтан утащит в ад грешную душу покорителя Крыма Потемкина-паши. А Крым должен принадлежать лишь Блистательной Порте». 
Я пишу эти строки сегодня с грустной иронией. Но ведь так было на самом деле. Оттоманская империя в 80-х годах XVIII века жила жаждой реванша за проигранную войну с Россией. Турки очень хотели вернуть потерянные земли и прежде всего Крым, вошедший в состав России в 1783 году. 
Покорителем Крыма в Порте считали фельдмаршала Григория Потемкина. Именно Потемкин разработал план присоединения полуострова к России. Ему принадлежали многие победы над турками и крымчанами. Он принимал присягу Крыма на верность русской короне, стал правителем Новороссии. Султан и его свита всегда лелеяли страстную мечту уничтожить Потемкина.
Даже существует версия, будто Потемкин, внезапно в расцвете сил скончавшийся в дороге близ молдавского города Яссы, умер не от лихорадки, а был отравлен турками. И им в этом преступлении помогла его любовница, уроженка Константинополя. Эту версию когда-то мне рассказала случайная знакомая-аристократка. 
Произошло это так. Как-то осенним вечером в Вологде около гостиницы «Северная» (ныне «Золотой якорь») я встретил незнакомую пожилую женщину, которой предложил помочь донести сумку. Когда она заговорила со мной, я был поражен ее речью. Само произношение, интонация удивляли изысканностью, интеллигентностью. А ведь говорила она о самом обыденном. Сказала, что работает в гостинице «Северная», заведует медицинским киоском. «О, кто Вы?» - спросил я с удивлением. «Я - княгиня, происхожу из старинного княжеского рода». Это было поразительно, необыкновенно! 
Оказалось, что эта женщина - уроженка Киева, выпускница аристократического института святой Ольги. В Гражданскую войну работала в госпитале сестрой милосердия. Здесь познакомилась с будущим мужем, молодым офицером. «Он был весь изранен. Я боялась, что он не выживет». Он выжил, видимо, помогла ее любовь. Они поженились. И были счастливы - в том аду братоубийства, которое происходило тогда в России. 
Оказались в Крыму. Ее муж защищал Перекоп. После поражения началась эмигрантская жизнь, скитания по Европе. В конце концов обосновались в Англии. Когда Гитлер напал на СССР, в порыве патриотического чувства муж написал заявление в советское посольство: «Прошу дозволить мне вернуться в Россию, чтобы защищать Отечество». В армию его, бывшего белого офицера, не допустили, но после многих проверок разрешили вернуться на родину. Жить в больших городах им было запрещено, предложили Вологду, и они с радостью поселились здесь. Материально было тяжело. Муж начал болеть. И обнаружилось - рак. Он прожил недолго. Со слезами вспоминая это, она сказала удивительные слова: «Какая печальная смерть. Он всегда мечтал пасть на поле боя - за Отечество». Она осталась в Вологде одна...
Но теперь я должен извиниться перед читателем и прервать свой рассказ об этой удивительной женщине, не назвав даже ее имя. На то есть свои причины. Тогда она попросила меня не писать о ней - все это было слишком глубоко личным для нее. Сосредоточусь на том, что она мне рассказала о Потемкине, его внезапной смерти. Из ее рассказа следовало, что турки надеялись, что смерть Потемкина поможет им вернуть Крым. Но об этом - в следующей главе.
Красавица и распутница была отравительницей?
По словам этой моей случайной знакомой, называвшей себя княгиней, в их роду из поколения в поколения передавался рассказ о кончине Потемкина, ее прапрапрадеда, который служил во времена «покоренья Крыма» в штабе. Произошло, по его рассказу, следующее. 
Потемкин однажды получил из Крыма, из Массандры, от своей любовницы бутылку какого-то редкого вина, и они распили ее вместе с прапрапрадедом этой княгини. И вместе одновременно заболели какой-то странной болезнью, похожей на лихорадку. Прапрапрадед впоследствии предположил, что это была вовсе не лихорадка. Причиной болезни было отравленное вино, которое, видимо, турецкие лазутчики доставили любовнице Потемкина, с ней они, вероятно, сумели установить контакт. А та в свою очередь переправила отраву своему любовнику. И Потемкин был отравлен. Он скоропостижно умер, находясь в дороге. Вышел из коляски, лег на плащ - и умер. 
А вот прапрадед выжил, он был гораздо моложе фельдмаршала. Тем не менее у него возникло подозрение, что произошло отравление. Однако доказательств у него не было, хотя ходили слухи, что к этой женщине кто-то из родственников приезжал из Константинополя. Но это тоже не являлось доказательством, и дело об отравлении не возникло. 
Узнав про все это, я посчитал, что в качестве исторического сюжета рассказ княгини может быть интересным. А вдруг найдутся какие-то доказательства, хотя бы мелкие исторические детали, подтверждающие, что это могло быть. И я бросился в Вологодскую областную библиотеку. Редкие исторические издания в Вологде всегда были, и я надеялся, что смогу что-то обнаружить.
У меня была крохотная зацепка - у Потемкина, судя по рассказам прапрапрадеда, имелась любовница, уроженка Константинополя. Я начал искать ее в исторической литературе. И вскоре вышел на след. Оказалось, что одна из любовниц Потемкина действительно была из Константинополя. Это София Глявоне, известная личность, яркая красавица, распутница, жившая тогда в Массандре. И биография этой Софии такова…
По национальности гречанка, «Елена Прекрасная» своего времени, с тринадцати лет была известна как самая красивая константинопольская проститутка. В Константинополе Софию и ее сестру за крупную сумму купил польский посол для подарка своему королю. Однако сей драгоценный подарок до Варшавы не довез. Когда сестры сошли в русском порту с корабля, их увидел польский майор Витт, известный богач, и выложил за них баснословную сумму. Старшей сестрой он после сделки овладел сразу, а вот младшая, та самая София, оказала ему яростное сопротивление. Она поставила Витту одно условие - он должен на ней жениться. И Витт, ничего не добившись даже за деньги, капитулировал перед красавицей-куртизанкой и действительно женился на ней. 
Известная французская художница Виже-Лебрен, рисовавшая портрет юной пани Витт, писала в своих воспоминаниях, что прекраснее ее невозможно даже представить. И пошло-поехало. Брак оказался недолговечен. Однажды красавицу увидел фельдмаршал Потемкин и отбил ее у мужа. За это он добыл Витту графский титул и чин русского генерала. Таковы были нравы. А самой Софии Потемкин подарил два прекрасных имения в Крыму - Массандру и Симеиз. И это после его бурной любви с самой императрицей, которая, видимо, от него родила дочь, носившую фамилию Темкина. 
Пошли слухи, что в отсутствие Потемкина, занятого войной с турками, София устраивает любовные дикие оргии. Подобные слухи могли дойти до Потемкина, он был крутой мужик и мог расправиться с неверной распутницей. И во избежание такой расправы она могла согласиться на предложение турецких лазутчиков отравить знаменитого любовника. 
Вот такая лихо закрученная версия появилась у меня. Однако никаких, даже малейших, намеков на то, что Потемкин был отравлен, я в литературе не нашел. Оставалось надеяться, что версия об отравлении может подтвердиться как-то случайно.
Бахчисарайский фонтан
Но мои поиски не были бесплодны. Благодаря им я вышел на другой сюжет, который оказался связан с «Бахчисарайским фонтаном» Пушкина. Эта поэма, как не удивительно, тоже имеет некоторое отношение к красавице Софии. После смерти Потемкина она вышла замуж за украинского гетмана Потоцкого и стала носить фамилию Потоцкая. Жила в украинском имении мужа, но не прекратила распутничать, находилась в интимной связи с пасынком Потоцкого. И поразительно, что все это ей сходило с рук. 
От Потоцкого она родила двух дочерей - Софью и Ольгу. Обе сестры были красивы, но являли собой противоположности. Ольга в какой-то мере унаследовала распущенность матери. Софья, напротив, была целомудренна и среди петербургских повес считалась неприступной. Вот с ней и связан сюжет пушкинского «Бахчисарайского фонтана».
Пушкин впервые встретил Софью семнадцатилетней в Петербурге и испытал к ней «безумную любовь». Но получил отказ. И искренне страдал от этого.
Однако умная, образованная, романтическая красавица Софья несомненно интересовалась поэтом и рассказала ему поэтическую легенду о «фонтане слез», бытовавшую в роду Потоцких. О том, как в прошлом одна из юных красавиц Потоцких - Мария - была похищена и оказалась в Бахчисарае. В нее влюбился крымский хан Гирей, а после безвременной смерти Марии воздвиг в память о ней мавзолей и «фонтан слез». Это и послужило Пушкину сюжетом для «Бахчисарайского фонтана».
Все это я узнал, работая в Вологде в областной библиотеке, и когда мы с женой поехали в Крым, уже считал, что нам нужно обязательно побывать в Бахчисарае. Так и произошло. Мы были тогда молоды и счастливы.
Ах, как давно это было, в невероятно далеком 1967 году.
«Образ нежный»
Бахчисарай. Ханский дворец, ставший музеем. Мы вместе с экскурсией медленно ходим по нему. Портал. Знаменитые железные двери с изящным, витиеватым орнаментом. Домовая мечеть. Зал совета и суда. Золотой ханский кабинет. Гарем, ковры, подушки. Цветные стекла витражей. Арабская вязь надписей. За окнами минареты Большой ханской мечети…
Останавливаемся у «фонтана слез». Нет, не капают слезы из фонтана. Но легко представить, как сбегала по холодным желобам, как слезы, вода - капля за каплей. И кажется, что оживает мрамор и плачет. Надпись гласит: «Фонтан создал в 1764 году иранский художник Омер». Он создал шедевр, оживил мрамор. Но о нем самом почти ничего неизвестно.
- Больше, чем об Омере, мы знаем о хане Гирее, - говорит экскурсовод, ведущий нашу группу. - Гирей не придуман Пушкиным, он существовал на самом деле, хотя, конечно, отличался от образа, созданного поэтом. Подобно другим крымским ханам, он являл собой тип коварного и жестокого правителя, который вел бесконечные войны, но все-таки Керим-Гирей сильно отличался от большинства ханов. Был образован, любил искусство, держал труппу комедиантов. И неслучайно воспылал любовной страстью к одной из пленниц своего гарема. Кто она? Неизвестно. По одной версии - грузинка, по другой - полька. Чаще всего ее называют полькой - Марией.
Но девушка не выдержала гаремного плена и вскоре после похищения умерла. Хан был безутешен и повелел в память о ней соорудить мавзолей и создать «фонтан слез». 
Экскурсия закончена. Мы с Людой выходим из дворца и подходим к мавзолею. Это каменный восьмигранник высотой с двухэтажный дом. Вход в него и двойной ряд окон замурованы.
Мы садимся на землю около мавзолея, молчим…
- Чей прах замурован в этом мавзолее - неизвестно, - наконец, говорю я. - Назвать его гробницей Марии Потоцкой можно только условно. Мавзолей Дилары-Бикег - так с давних времен называют его в Бахчисарае, в переводе это означает «мавзолей прекрасной девушки». У Пушкина о ней сказано: «И по дворцу летучей тенью мелькала дева предо мной». Может, эта прекрасная тень была связана с какой-то реальной девушкой?
Есть версия, что Пушкин пережил в Крыму тайную сильнейшую любовь. «Нет никогда порыв страстей так не терзал души моей». Но если это было так, то кто она. Специалисты о том много спорили и спорят. 
Мне кажется, что ближе всего к истине точка зрения Леонида Гроссмана: это - Софья Потоцкая, подарившая поэту сюжет «Бахчисарайского фонтана». Она в теплое время зачастую жила в Массандре, а Пушкин гостил на даче генерала Раевского в Гурзуфе, это рядом. И они могли видеться. Не исключено, что именно Софья попала под зашифрованными инициалами NN в «дон-жуанский» список Пушкина, где он перечислил женщин, любимых им. Кстати, Наталье Гончаровой Пушкин признавался, что она у него - тринадцатая по счету. 
Но, конечно, в любовных страстях Пушкина много тайного. Иногда даже непонятного для него самого. И об этом он писал в «Бахчисарайском фонтане»:
Чью тень, о други, видел я?
Скажите мне, чей образ нежный
Тогда преследовал меня
Неотразимый, неизбежный.
Спасительный Коктебель
В последний раз я был в Крыму в марте 1989 года. Моя поездка «вне сезона» объяснялась тем, что у меня возникли большие неприятности и надо было набраться сил, чтобы выдержать, не сломаться. Они были связаны с моей рукописью «Тень генералиссимуса» о ссылке в 1910 - 1912 годах в Вологодскую губернию Иосифа Джугашвили. Первая ее часть была уже напечатана в газете «Красный Север», где я тогда работал, она широко читалась. Но вот вторая часть - о вологодском ГУЛАГе, чудовищных репрессиях в сталинское время (печаталась в газете «Вологодский комсомолец» и других изданиях) - вызвала шок. В КГБ мою рукопись объявили чуть ли не антисоветской, на меня обрушилась с критикой Вологодская писательская организация (здесь всегда были сильны сталинские симпатии). 
Между тем я искренне считал, что совершил гражданское деяние. Уже только тем, что опубликовал воспоминания немногих уцелевших жертв сталинского режима. От всего этого нервы у меня были на пределе, и, написав заявление об отпуске, я бросился в Крым, в любимый мой Коктебель (тогда Планерское).
Правда, стояла неважная погода, частенько дул сильный ветер с моря. И Коктебель был почти пуст, туристов - единицы, но лучшего места, чтобы успокоиться, вызвать в себе какие-то душевные силы, для меня просто не было. Я снял номер в пансионате «Голубой залив» и, выходя на балкон, видел чуть поодаль знаменитый волошинский Дом поэта. Чего еще желать!
После завтрака поднимался по горному склону к могиле русского поэта Максимилиана Волошина. И захватывало дух от величественной панорамы вокруг - с громадой потухшего вулкана Карадага справа, с причудливым мысом Хамелеоном, постоянно меняющим окраску, с нагромождением гигантских камней (все же бывшее морское дно). От застывших каменных судорог страсти, говоря волошинскими словами, которыми сведено пространство вокруг.
И, конечно, я часто бывал в Доме поэта, где перебывала вся русская художественная элита. И мне часто вспоминалось, как более двадцати лет назад мы с женой Людой встретились с вдовой Волошина Марией Степановной, и она водила нас по этому дому, и мы впервые увидели мраморный лик древнеегипетской царевны Таиах. И испытали ошеломление - возможно ли реально такое, что Волошин любил ее, жившую тысячелетия назад?! В Коктебеле он оборудовал в ее честь нечто вроде алтаря красного цвета, воспевал царицу в стихах. Люда тогда подарила Марии Степановне букет алых роз, чем та была очень тронута.
А я с той поры «заболел» Волошиным, восхищался им как поэтом и художником. И как человеком, который в ужасное время русской смуты пытался остановить гражданскую войну. Мне понятны и близки его поступки, когда он спасал в своем доме красных от белого террора и белых от красного. Для него и те, и другие были прежде всего русскими людьми, и он не хотел, чтобы они убивали друг друга. 
Остров Крым
К началу 1920 года Крым представлял собой как бы единственный уголок, своего рода «остров Крым» дореволюционной России со всеми ее прежними порядками и устоями. Барон Врангель, конечно, понимал, что одна губерния не может воевать с сорока девятью красными губерниями. На мой взгляд, его целью было превратить Крым в «образцовую губернию» и противопоставить ее остальной красной России. Вот у вас там коммунизм, голод и «чрезвычайка», а здесь - земельная реформа, вводится волостное земство, порядок и возможная свобода. Ну, словом, опытное поле… 
И была надежда, что от красных возможно отбиваться довольно долго, используя крымские условия - Турецкий вал, «гнилое море» Сиваш - как естественную защиту (что оказалось роковой ошибкой). Но создать из Крыма «образцовую губернию» не удалось. 8 ноября красные начали штурм Перекопа. Их поддерживал батька Махно, который объявил своим «доблестным махновцам»: «Крым ваш, и все в Крыму - ваше».
И белые недооценили фанатизм и героизм Красной Армии. Ее ударные части, несмотря на массовую гибель бойцов, перешли вброд Сиваш и ударили белым в спину. Силы были слишком неравны. У Врангеля 37 тысяч штыков, у Фрунзе 133 тысячи, плюс «доблестные махновцы». Крым пал. 
Часть Белой армии попала в плен. Эвакуация белых на судах из Севастополя прошла организованно, но всех эвакуировать все же не смогли. И начался красный террор, массовые расстрелы пленных. Крым был залит кровью.
Волошин истово протестовал против террора. Но его не печатали. Фактически он оказался под запретом. Но волошинский Коктебель и Дом поэта и в советское время оставались местом русского гуманизма и свободомыслия - по духу своему в чем-то близким утопическому аксеновскому «острову Крым».
Помощь Таиах
Перед отъездом из Коктебеля тогда, в марте 1989-го, я пришел в Дом поэта, чтобы попрощаться с Таиах. Я вглядывался в таинственный лик древнеегипетской царевны, отделенной от меня тысячелетиями, и вдруг (может, по-волошински?) словно ощутил странную связь между собой и ею. Это был мистический взлет души.
Таиах через черную бездну времени будто вливала в меня какие-то неведомые силы, и я чувствовал, что способен перенести и создать еще многое.
Потом я вышел к морю и бродил по берегу. И в душе неожиданно зазвучала мелодия, и пришли слова прощальной песни о Коктебеле.
Я вернусь в Коктебель,
Непременно вернусь.
Коктебель, ты поверь,
Это - радость и грусть.

Это сдержанный крик,
Что заснуть не дает.
Это солнечный лик,
Что из моря встает.

И глядит Таиах
Прямо в душу мою.
Это живо в веках,
Это все я люблю.

Коктебель - как цветник,
Как цветной сердолик.
И олива шумит,
Где Волошин лежит.

Я вернусь в Коктебель,
Если даже умру.
Ну а коль не умру,
То с пути не сверну.

Не жалея потерь,
Сквозь страданья и страх
Я вернусь в Коктебель,
Я приду к Таиах.
Увы! Когда Крым стал заграницей, я перестал туда ездить. Ничего не имею против Украины, люблю эту страну и ее культуру, недавно написал книжку, где многое - о Тарасе Шевченко. Но я не мог смириться с тем, что стали заграницей Гурзуф с Пушкиным, Севастополь со Львом Толстым, Ялта с Чеховым, Старый Крым с Грином, Коктебель с Волошиным... И вот теперь Крым и Коктебель как бы вернулись ко мне, в мою душу, даже если мне здесь уже не побывать. Но это - родное.
Как известно, в Коктебеле в честь Максимилиана Волошина проводятся международные литературные конкурсы, и приятно, что в них участвуют и вологодские литераторы - и даже становятся лауреатами. Правда, по моему мнению, они, при всей их одаренности, далеки от Волошина, ближе к Василию Белову и Николаю Рубцову. А Волошин - это глубокая мистика и тайна. И Крым, и Коктебель - во многих своих проявлениях тоже тайна. Здесь сплелись реальное и мистически таинственное. Например, как объяснить то, что древний потухший вулкан Карадаг в Коктебеле похож на гигантский скульптурный портрет Волошина? Это знают все, кто хоть один раз побывал в Коктебеле.
Таврида Батюшкова
В 1982 году, когда в Вологодском драмтеатре ставилась наша с В. А. Кошелевым пьеса о Батюшкове «Мой гений», руководитель постановки, классик советской сцены, худрук академического театра им. Пушкина («Александринки») Игорь Горбачев спросил меня, какое я придаю значение сцене в Крыму, в Гурзуфе, на даче знаменитого генерала Раевского - ведь в ней не было Батюшкова. И я ответил, что Крым с его необычной романтической природой наиболее полно, на мой взгляд, воплощает душу поэта-романтика. Ведь Батюшков не случайно написал прелестную элегию «Таврида», хотя в Крыму до этого не бывал.
К слову, «Таврида» Батюшкова - это первое вологодское произведение, написанное о Крыме. Таврида - древнее название Крыма, идущее из античности, когда древние греки возводили на крымском побережье свои классические города-колонии. Для Батюшкова Крым - прежде всего античность.
Друг милый, ангел мой! Сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают
И фебовы лучи с любовью озаряют
Им древней Греции священные места.
Кого же зовет Батюшков с собой в Крым? Конечно, свою возлюбленную, своего ангела. Но увы, никакой возлюбленной у Батюшкова на самом деле не было. Эротик в поэзии, он был девственник, как Гоголь. Батюшков писал страстные стихи в честь прелестной Анны Фирмон, а получив согласие на брак, бежал от нее. Увы… Прошел он мимо самой красивой женщины своего времени - Софии Потоцкой. Красавица некоторое время жила в Каменец-Подольском, где Батюшков служил в крепости артиллерийским офицером. Видимо, прекрасная София ничем, даже литературно, не заинтересовала его.
Кстати, работая над «Тайнами Крыма», я познакомился со всем, что писали о Софии Потоцкой в последние годы в Интернете. Материалов много. Но признаюсь, нигде ни строки не нашел о том, что она могла быть причастна к отравлению Григория Потемкина. Что это - миф, легенда, вымысел? 
И здесь можно выдвинуть еще одну версию гибели Потемкина. Турки могли устроить его отравление сами - послав Потемкину отравленное вино от имени Софии. А она была тут ни при чем. Но даже если так оно и было, это им не помогло - Крым навсегда отошел к России.

Комментариев нет: