вторник, 27 мая 2014 г.

Задания для любителей русского языка

Задание 1
 Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, указав слитное написание соединением букв на месте пробела, раздельное — вертикальной чертой (|), а полуслитное — дефисом (-). Подчеркните случаи плеоназма (употребления ненужных уточняющих слов).
Пример плеоназма — «свободная вакансия» (слово «вакансия» само по себе означает свободное место).
ЗАДАНИЕ
Авантюрный роман
Авантюрный роман! Герои без страха и упрека, со шпагой и в маске. Они всегда вовлечены в скрытную интригу, всегда оказываются в передовом авангарде и одерживают победу за победой. Они без труда покоряют красивых женщин или сами влюбляются в роковую красавицу. Их сердца так благородны, что чувства — и то с большим трудом — им удаётся скрыть лишь (на) половину. Отважные и предприимчивые, смелые и великодушные, они готовы на самопожертвование ради товарища и своих нравственных идеалов. Они не замечают дамоклова меча устрашения. Они выше корысти и обмана.
Авантюрными романами зачитывались наши бабушки и дедушки. Но почему бы и нам не вспомнить один из них?
Эта история началась в первый понедельник апреля 1625 года, когда герой получил от отца три безвозмездных подарка. А дальше судьбу нашего героя определил подарок короля, сделанный... королеве!
Итак, кульминация событий. Герой переправляется через Ла-Манш. Он отыскивает судно, передает засекреченную шифровку капитану. Хотя великое множество кораблей стоит в гавани в ожидани..., бриг нашего героя проскальзывает мимо них. Оказавшись в условленном месте, он садится на отдохнувшую лошадь, чтобы проделать (шестидесяти) мильный путь. Впрочем, герой мог бы проскакать и (пол) Франции.
На следующий день — бал.
Утром является (лейб) капитан с гвардейцами, которых (сей) час же расставляют в зале ратуши, украшенном свечами белого воска. В 18 часов вечера начинают пр...бывать приглашенные.
Наступает ночь. В зале, который охраняется офицерами, уже приготовлены изысканные и вкусные деликатесы для короля. В полночь раздаются восторженные овации одобрения и приветствия — это приезжает король. Еще через полчаса возвещают о приезде королевы.
И в эту минуту приоткрывается занавес маленькой ложи. В образовавшемся отверсти... появляется бледное лицо его (высоко) пр...освященства. Король внезапно приближается к королеве.
— Сударыня, позвольте вас спросить, почему вы не надели алмазных подвесков?..

Конечно, вы догадались, что речь идет о знаменитом романе Александра Дюма. Да простит меня писатель за вольный пересказ, неточности и ошибки!
А история закончилась так.
Через некоторое время на королеве был бархатный лиф серого цвета и юбка из (нежно) голубого атласа, а на левом плече сверкали подвески.
Д’Артаньян, затерянный в толпе людей, с волнением наблюдал эту сцену, понятную только королю, королеве, его (высоко) пр...освященству и ему самому.

Алена Сеничева
Задание 2
 Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, указав слитное написание соединением букв на месте пробела, раздельное — вертикальной чертой (|), а полуслитное — дефисом (-). Подчеркните случай неправильного употребления деепричастного оборота.
ТЕКСТ
Мой Ремарк
Сегодня я напишу о моем любимом писателе. Это Эрих Мария Ремарк. Ремарка называют писателем «потер...ного поколения». И именно он, а (н...) кто другой, дольше других представителей «безвременья между двумя катастрофами» старался держаться направления, намеч...ного (в) начале творческой жизни. Он хотел писать книги, которые н... были бы н... обличением, н... исповедью. Абстрактная проблема добра и зла для него слишком сложна и запута...а. Зато понятно другое: надо делать конкретное добро. Поэтому Ремарк избегает красноречия, он сдержан и (не) многословен в описании людей и событий.
В книгах, чита...ых в молодые годы, меня интересовал лишь сюжет, пока в течени... одного лета на мой читательский выбор (н...) повлияли «Три товарища» и «Черный обелиск», «Триумфальная арка» и «Ночь в Лиссабоне». Находясь в деревне, я не знал, чем заняться вечером, и решил что-нибудь почитать, чтобы мечты мои унеслись (в) даль от суетной земли. Но из книг (н...) чего не было, кроме томика Ремарка. Открыв для себя Ремарка, я понял, какое значительное место в произведении может занимать авторское отношение к происходящему, если даже оно (не) выраже...о открыто. Ремарк (н...) куда не зовет, не хочет (н...) чему учить. Но вот простая мысль: как грубы и огранич...ны люди, если постоянно обманывают и обманываются сами. Ведь не обманывает только самое простое: тепло, вода, кров над головой, хлеб, тишина... Ремарк просто повествует о своих сверстниках, которые, не сохранив многих идеалов, сберегли (не) пр...ходящие ценности: порядочность, любовь и дружбу. Пусть герои Ремарка порой циничны в своих рассуждениях, пусть (не) умере...о пьют ром или кальвадос, но ложь и предательство, подлость и гордыня — все это (не) совместимо с их обликом.
Написав эти строки, я (не) вольно посмотрел на книжную полку: да, там стоят оди...адцать томов собрания сочинений Ремарка. Глядя на эти книги, мне вспоминается то лето, которое я называю «ремаркианским». Теперь, после знакомства с Ремарком, о произведениях, (не) имеющих (н...) чего, кроме замысловатого сюжета, у меня складывается крайне (не) лестное мнение. Как бы (н...) заманивали меня внешними эффектами, я ищу глубокого смысла. Я старомодный человек. Даже этот текст я прежде написал на листе, слож...ном (в) четверо. Но актуален ли Ремарк для других?
А разве нам не кажется, что счастье време...о и (не) долговечно? Разве мы не стремимся пожить (за) счет будущего? Так поступает и (не) излечимо больная Лилиан из романа «Жизнь взаймы». Разве нам не хочется быть увере...ыми в том, что друзья в беде не оставят, как это происходит в «Трех товарищах»? И разве нам не хочется любви, к которой стремятся герои романа «Ночь в Лиссабоне»?
Таков Ремарк. Беспощадный романтик литературного реализма.
Алена Сеничева
Задание 3
 Вставьте пропущенные буквы. Раскройте круглые скобки, указав слитное написание соединением букв на месте пробела, раздельное — вертикальной чертой (|), а полуслитное — дефисом (-). (Числа в угловых скобках указаны для удобства понимания текста.)
Подчеркните случай неправильного употребления собирательного числительного. Например: «четверо подруг» (правильный вариант — «четыре подруги»).
ЗАДАНИЕ:
Мир будущего. Без книг?
Фантастика — удивительный жанр, благодаря которому читатель может без труда осуществить телепортацию за (трех) © (половиной) миллионную долю секунды, оказаться на космическом корабле, летящем с альфы Центавра, и встретить там троих центаврианок. Но мне интересно другое: проследить за рассуждениями фантастов о судьбе книг и библиотек. Что было бы, если бы Интернет, успешно конкурирующий с традиционной книгой, не был придуман? Узнаем об альтернативном будущем из фантастической литературы, написанной в прошлом, до эры компьютерных технологий.
В (дв...) (тысяч...) сотом <2100> году центральные библиотеки континентов насчитывают более девяност... миллионов книг каждая. Пят...десят... <50> годами позднее самые большие из них имеют в штате более сем...с... <700> библиотекарей. Тогда же говорят о четыр...с... тысяч... <400 000> человек, необходимых для привлечения к составлению новых библиотечных каталогов. Прогресс продолжает ускоряться, фонд библиотек удваивается за 2,7 месяц... . Однако (по) прежнему создаются все новые и новые каталоги, и в конце концов пятеро читателей, запросивших однажды очень старые книги, ожидают их почти два года. К (дв...) (тысяч...) шес...... <2600> году в воображении у людей возникают ужасные картины библиотечного апокалипсиса... Но тут изобретение ученых спасает мир от грядущей катастрофы. Маленькие кристаллы, способные хранить информацию! В (тр...) тысячном году у каждого землянина имеется возможность из любой точки планеты пользоваться библиотеками нового поколения, фонд которых — свыше полутора миллиард... кристалликов информации.
Итак, библиотеки в будущем остаются, хотя и начинают выполнять функции, которые сегодня выполняет Интернет. Но захотят ли люди будущего читать? Посмотрим сценки из будущего.
Вот двое посетителей книжного магазина рассматривают средства для чтения: оптоны, похожие на книгу с (одной) единственной страницей между обложками, и лектоны, читающие вслух. В это время продавец-робот записывает на кристаллические зернышки (ст...) (сорок...) (пят...) миллионную копию трудов по социологии, истории и популярной психологии. Как напоминают средства для чтения из будущего наши планшеты и (аудио) книги!
А вот (ст...) (семнадцат...) летний старик подманивает (сорок...) сантиметровый шар, медленно летящий над улицей, а затем щелкает пальцем по его боку. Из шара выпадает что-то наподобие черного портсигара, и оно, говоря современным языком, превращается в (ЖК) монитор.
— Почитаю газетку, — говорит старик...
Что ж, технологии описываются разные, но суть не меняется. Вывод напрашивается сам: читать люди будут. Добавлю лишь, что путешествие во времени мне помогли совершить Станислав Лем и Кир Булычев.
Алена Сеничева
Задание 4
 Расставьте в тексте знаки препинания, пропущенные при написании прямой речи. Прямую речь оформите при помощи кавычек.
Найдите в тексте устойчивые выражения, подчеркните случаи неправильного их употребления, впишите пропущенные слова. Например, «предпринять меры» вместо «принять меры», «на босую ногу» вместо «на босу ногу».
ЗАДАНИЕ
Опять «Убийство в библиотеке»
За что мы любим детектив? Конечно, за логическую задачу, решение которой может сыграть роковое значение в судьбе сыщика-любителя, профессионального следователя или случайного свидетеля. Впрочем, детективный жанр имеет определенные клише и не лишен стандартной ситуации. Пофантазируем, как некоторые герои детектива повели бы себя в ней. Итак, произошло убийство в библиотеке...
Эркюль Пуаро не пожелал придать внимания этому делу, которое, как он посчитал, не дает достойной работы маленьким серым клеточкам, находящимся в его голове. Вздыхая, он произносит Я бы покривил в душе, если бы сказал, что среди этих книжных полок есть что-то интересное, поэтому, мой друг, позвоните мисс Марпл а сам при этом указывает драматическим жестом на замеченную пылинку. Неисправимый педант!
Если бы этот текст писала Агата Кристи, пришлось бы звонить мисс Марпл. Но сегодня в детективном расследовании играют __________ скрипку иные домохозяйки, проводящие львиную часть произведения в разговорах за чашкой растворимого кофе. Поэтому дверь в библиотеку неожиданно открывается: кто-то пытается приподнять занавес над тайной сразу же, взяв быка за рога. Это Виола Тараканова, которая пошла к гадалке, но попала в библиотеку. Оценив ситуацию, она тут же вынесла свой вердикт Дело не стоит и __________ яйца за подкладкой куртки убитого наверняка находится паспорт убийцы, и ушла на страницы следующего романа.
Не помог нам в раскрытии тайны и стреляный __________ советского сыска — следователь Ячменев. Еще бы! Эльдар Рязанов уже заставлял его расследовать убийство в библиотеке. «Алло, Ячменев? Слушай! Получив от ворот поворот на месте выдачи читательских билетов, убийца тайно проник к книжным стеллажам... — Кто это говорит? — Библиотечное привидение! — Неостроумно! — Ячменев хочет положить трубку, но в этот момент слышит игривый женский голос Ячменев, ты еще способен на очередную лебединую песню? — Все! Хватит! Вы меня довели до белого __________! Дайте поспать!» — и следователь отключает телефон.
Кто же нам поможет? Обратимся к Шерлоку Холмсу. Знаменитый сыщик говорит Это элементарно — и заявляет, что дело шито __________ нитками. Действительно, не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что никакого убийства не было вовсе. Просто уборщица случайно уронила манекен читателя...
Конечно, этот текст не детективный роман, а пародия на него. Но Огюст Дюпен и Ниро Вульф, пастор Браун и комиссар Мегрэ будут интересовать нас и впредь, а схватка Шерлока Холмса с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада навсегда останется с нами как символ бескомпромиссной борьбы со злом преступного мира.
Алена Сеничева
Задание 5
 Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, указав слитное, раздельное и дефисное написание слов. Подчеркните случаи неправильного употребления паронимов (близких по звучанию однокоренных слов с разным лексическим значением, таких как «одеть» — «надеть», «генеральный» — «генеральский»).
ЗАДАНИЕ:
Провокация homo legens’а
Заканчивается акция «Буду читать всегда». Пора подводить итоги. Читать или не читать?
Если (все) (ж) таки читать, то каждому из нас стоит прочесть не так уж много книг. Чем меньше, тем лучше. Вспомним Евгения Онегина, который «читал, читал, а все без толку». Чтение (в) конец разочаровало его. Татьяну Ларину (то) же не довели романы до добра. Как тут не вспомнить справедливое негодование Фамусова из комедии «Горе от ума»! «Вот молодость!.. — восклицал он. — Читать!..» Увы, чтение и теперь остается грехом молодости. И это (не) смотря на попытки спасти молодое поколение при помощи комиксов. (В) прочем, еще кубинский писатель Алехо Карпентьер обратил внимание на странное явление: комиксы скорее способствуют чтению, чем уводят от него. Но вернемся к русской классике. Манилов из «Мертвых душ» — вот кто молодец! Имея (в) виду возможные трудности, он как (бы) читает (по) (не) многу у себя в кабинете. Спешит (на) встречу с книгой, но закладка на четырнадцатой странице уже второй год. Зачем читать? Книга — (во) веки веков плохой советчик, чтение — (по) истине хлопотливое дело.
(И) так, мы не (в) праве обижаться на тех, кто не желает (в) след за Жюл... Верном спускаться (в) глубь океана и подниматься (в) высь — до Луны. Слава Богу, еще есть и такие, кто не слышал о Жюл... Верне, кто не отклоняется (в) бок от прямой линии своего поведения. (В) начале прошлого века Алексей Толстой заметил, что и (в) правду нелепо спрашивать извозчика: «Скажи (ка), братец мой, читал ты Метерлинка?» Давайте и мы, (под) стать хорошему извозчику, сделаем вид, будто книг не существует, и перестанем верить (в) правду печатного слова. Будем оценивать романы как клевету на действительность. Ведь еще французская писательница Натали Саррот указала нам на то, что не только читатель, но и романист (мало) (по) малу перестает верить в своих персонажей. Так что не берите в руки книгу ни весной, ни летом, чтобы (в) пору листопада пить чай с крыжовенным вареньем, а не читать очередной роман натощак.
Как же отучить себя от чтения? Не читайте по вечерам. Откладывайте чтение (на) утро, а (на) завтра забывайте об этом. Не читайте (по) одиночке, а с друзьями всегда найдутся другие занятия. Взяв книгу, не торопитесь ее читать. Андре Моруа и (во) все утверждал: «К чему напрасно перегружать память. Обождем».
Но довольно! Согласны ли вы со мной? Надеюсь, что (в) ряд ли. Я и сам с этим не согласен. Есть ли смысл спрашивать о необходимости чтения? Ведь и этот текст я бы не написал, если бы прежде не обратился к книгам.
Конечно, вы (и) так догадались, что все вышесказанное не более чем провокация, что цитаты были вырваны из контекста, а в качестве мнимого подстрекателя выступил homo legens — человек читающий.
Алена Сеничева

Комментариев нет: