среда, 30 июля 2014 г.

Вдова писателя Василия Белова мечтает создать музей знаменитого мужа

Премьер
№22 (868) от 10 июня 2014 г.
В тени вулкана


Ольга Белова бережно хранит все рукописи выдающегося вологодского писателя.
| Фото Ольги Коусовой
Вдова писателя Василия Белова Ольга Сергеевна мечтает создать музей знаменитого мужа.
Самые ранние воспоминания Ольги Сергеевны тесно связаны с селом Шуйским, куда в 1937 году переехала ее семья. Тогда ей было только два года, и она, конечно, не помнит, как приходили арестовывать ее отца. Восемь лет он, обвиненный в троцкизме, провел в архангельских лагерях и был реабилитирован только при Хрущеве.
«Мы долго жили вдвоем с мамой, которая преподавала русский язык и литературу в местной школе, — рассказывает Ольга Белова. — Несмотря на то, что она была женой «врага народа», маму селяне очень уважали и частенько обращались к ней за советом и помощью». В доме было очень много книг, и маленькая Оля читала везде и всегда, так что односельчане ее даже прозвали «девочка с книгой». Постепенно она сама захотела попробовать себя в литературном творчестве.
«Холодными зимними вечерами я забиралась в самое теплое место в доме — на шкаф, и там при свете «керосинки» пером № 86 выводила на бумаге строки «Баллады о Сталине», — улыбается Ольга Сергеевна. — Я много раз в детстве пробовала писать, но стихи получались хоть и правильными по форме, но неинтересными по содержанию. Я большая молодец, что вовремя поняла и приняла отсутствие у меня поэтического таланта».
Когда вернулся ее отец, семья жила уже в селе Погиблово Грязовецкого района. «Погибловская школа, где преподавали и мама, и отец, располагалась в неописуемой красоты усадьбе питерского купца Золотцева, — вспоминает Белова. — Цветные витражи, расписные потолки, уникальные печные изразцы были настоящими произведениями искусства, как и сам дом, который смело можно назвать шедевром архитектуры. Когда спустя много лет мы с Василием Ивановичем были во Франции, то знаменитые замки на реке Луаре уже не могли произвести на нас такого впечатления, как тот величественный дворец в Погиблово. К сожалению, сейчас он почти полностью разрушен».
В Грязовце она познакомилась с Василием Беловым, когда прочитала его стихи в газете «Сталинская молодежь» и захотела узнать их автора лично. «Когда меня представили Белову, он как-то мельком глянул, кивнул и тут же убежал по своим делам. Признаться, очень это меня тогда задело. Я была отнюдь не серой мышкой, кавалеров — хоть отбавляй! А он и росточком невелик, и внешностью особо не поражает, и вот ведь — даже вниманием не удостоил».
Их сблизило общее увлечение литературой. Когда Василия Ивановича избрали секретарем Грязовецкого райкома комсомола и предложили ему учиться в высшей партшколе, уговорила его поступить на очное отделение в Московский институт литературы, потому что верила, что его ждет большое литературное, а не партийное будущее. Пять лет супруги практически жили вдали друг от друга, встречаясь лишь во время каникул.
«По прошествии лет я не перестаю удивляться, как мне тогда хватило смелости и уверенности отпустить молодого, активного и жизнелюбивого парня в столицу! Глупая была, — смеется Ольга Сергеевна. — Но надо сказать, он ни разу не дал мне повода для подозрений».
Затем Белову предложили членство в вологодской писательской организации, обеспечили жильем. Так и оказались супруги в этой уютной квартире в центре города. Ольга Сергеевна до самой пенсии работала учителем русского и литературы в школе № 2.
«Когда в 1966 году Василий Иванович выпустил свою повесть «Привычное дело», он в одночасье стал одним из самых читаемых авторов, к нему пришла мировая известность, — вспоминает Ольга Сергеевна. — Как и положено примерной жене, я старалась всегда быть рядом, читала все его рукописи, иногда даже критиковала. Белов был человеком непоседливым, резким, независимым и обладал острым чувством справедливости. Настоящий вулкан! Я старалась смягчить его кипящий нрав, и, наверное, со временем мы оба изменились под влиянием друг друга, стали мудрее и спокойнее. Мне очень нравилось жить в его тени».
Она считает себя счастливым человеком, который прожил замечательную, полную событий жизнь. «У меня осталась одна мечта — создать здесь, в этой квартире, музей Белова, чтобы сюда, как и на его родину, в Тимониху, приходили ценители его творчества, — говорит вдова писателя. — Мне трудно жить одной, для меня здесь все как-то сжалось, осиротело… Планирую уехать жить в Москву, к нашей единственной дочери Анне».
Ольга Коусова

Комментариев нет: