Источник
Описать в двух словах сферу деятельности Всеволода
Коршунова невозможно. Он работает на телеканале «Культура»
шеф-редактором отдела документальных фильмов и сериалов. Занимается
итальянским кинематографом в отделе европейского кино
Научно-исследовательского института киноискусства. Преподает историю
мирового кино на филологическом факультете МГУ и пишет диссертацию о
проблемах композиционного построения современного киносценария на кафедре
драматургии кино и телевидения ВГИКа.
Всеволод Коршунов написал сценарии к двум десяткам
документальных фильмов («Первый», «Россия», «Культура») и где-то пяти сотням
телепрограмм («Россия», «Культура», ТВЦ и др.). Был редактором телепрограмм
«Реальная фантастика», «Достояние республики», шеф-редактором телевизионных
циклов «Власть факта», «Документальная история» (телеканал «Культура»). Кроме
того, участвует в нескольких проектах как телеведущий, интервьюер, педагог.
В Вологде В. Коршунов рассказал зрителям, как нужно
правильно смотреть кино. Ответ на этот вопрос он дает уже в начале лекции:
«Как правильно смотреть кино?» – «Смотреть его с удовольствием». Всеволод
признает право каждого изобрести свой способ, как правильно смотреть кино:
«Одной моей знакомой совершенно все равно, какие темы, идеи, персонажи в фильме,
она воспринимает его как набор цветовых пятен. Для меня это дикий подход, но я
признаю его право на существование. На самом деле, если поговорить с разными
людьми, то мы увидим, что каждый видит в фильме совершенно разные вещи».
Но мастер-классы для того и существуют, чтобы люди учились
чему-то новому. Всеволод Коршунов поделился собственной методикой просмотра
кино: «Сразу скажу, что она не для всех, но я от такого просмотра получаю
удовольствие. Я совершенно сумасшедший зритель. Хожу в кино с блокнотом и
ручкой и во время фильма постоянно записываю что-то в блокноте: имена
персонажей, какие-то ключевые фразы, интересные кульминационные, сюжетные,
монтажные фигуры. И потом при просмотре этих бумажечек, я вспоминаю фильм».
Итак, из чего же состоит киноведческая модель Коршунова.
Это пирамида из пяти уровней.
Первый уровень – аудиовизуальный. Это внешняя сторона
фильма: картинка, кадр, как он устроен, какой там цвет и свет, здесь же звук,
шумы, музыка.
Второй уровень – драматургический. Как устроен сюжет
фильма, что в нем есть интересного помимо завязки, развязки, героя, антигероя,
это иерархия персонажей, развитие конфликта, сама композиция фильма.
Далее следует интертекстуальный уровень. Интертекст
(термин введен французским филологом Юлией Кристовой в 1967 г.) – текст между
строк, нечто «вшитое» в другой текст. Под текстом понимается не только набор
слов или букв, а любой набор знаков – изображение, музыкальное произведение,
слово. «На самом деле, мы живем в «интертекстуальном котле», и даже не
подозреваем, что пользуемся интертекстуальностью», – говорит В. Коршунов.
Четвертый уровень – мифологический. Внутри каждого
фильма есть некая мифологема, которая может быть заложена автором сознательно
или бессознательно. Под мифом Коршунов имеет в виду любую историю с большой
буквы, историю, которая входит в наше сознание, нашу культуру на архетипическом
уровне. Любимый пример Коршунова – голливудский фильм Стивена Спилберга «Список
Шиндлера». Мифологической основой которого является история про Моисея,
выводящего евреев из египетского рабства. Спилберг этого не отрицает. «Миф нам
помогает входить в историю, понимать ее», – считает Всеволод Коршунов.
И самый глубокий уровень в пирамиде – концептуальность.
Рассказать, «про что кино» – вот главная цель кинокритика, киноведа. Тут
Коршунов отметил, что проблема современной критики, не только отечественной,
но и мировой, в том, что критики описывают все, что угодно, кроме того, про что
кино. «К сожалению, на мой взгляд, сейчас критика стала заниматься только
описанием фабул и каких-то личных ассоциаций».
Основная часть мастер-класса была посвящена третьему уровню –
интертекстуальности. На различных примерах участники учились видеть скрытые
цитаты, отсылки, заимствования, которых раньше не замечали, и распознавать
плагиат. Чтобы расшифровать кино и увидеть «скрытое», нужно обладать знаниями в
разных областях, это значительно углубляет восприятие фильма.
Мария Гуляева
Подробнее: http://cultinfo.ru/home3/1070/1.htm |
Комментариев нет:
Отправить комментарий