суббота, 17 января 2015 г.

Писатель Андрей Петухов представил второй том пенталогии о генерале Кутепове

Источник
Марина Белая
Как погибла Старая гвардия
16 января 2015, Газета «Речь»
Автор исторической монографии представил второй том пенталогии о генерале Кутепове
Второй том будущей пенталогии «Генерал Кутепов. Жизнь и борьба» вышел в издательстве «Центрополиграф» в конце 2014 года. Автор, уроженец Череповца Андрей Петухов, рассказал «Речи», чем отличается это издание и какие исторические открытия ему удалось совершить.
Неизвестные герои

Изначально предполагалось, что биография одного из вождей белого движения генерала Александра Павловича Кутепова будет опубликована в трех книгах. Вторая книга должна была рассказывать о периоде с 1914 по 1918 год.
Однако если биографические данные о детстве и юности Александра Кутепова, о боевом крещении на Русско-японской войне и службе в лейб-гвардии Преображенском полку до Великой войны (так называли Первую мировую войну до начала Второй мировой) поместились в первый том, то для материалов о событиях 1914 — 1918 гг. рамки одной книги оказались тесны.
— Кроме того, в издательстве хотели опубликовать продолжение, переиздав первую книгу, — отмечает Андрей Петухов. — Таким образом, под обложкой книги размещено и первое, переработанное, издание — «Генерал Кутепов. Новые факты и документы. Личность. Призвание. Боевое крещение», и вторая книга — «А.П. Кутепов в 1914 году. Гибель Старой гвардии».
Вторая книга рассказывает о событиях, предшествовавших Великой войне, и первых боях лейб-гвардии Преображенского и лейб-гвардии Семеновского полков — старейших полков русской императорской гвардии. В мирное время они были личной охраной императора, и их называли Старой гвардией. Описаны боевые действия с середины июля до середины октября 1914 года в рамках Люблин-Холмской операции, последующего наступления к реке Сан и бои у Ивангородской крепости (ныне польский город Демблин).
— Через воспоминания офицеров-преображенцев я показываю патриотический подъем, охвативший страну. Даже рабочие, бастовавшие накануне, поддержали начало войны. Никто тогда не знал, каковы будут последствия, — рассказывает Андрей Петухов.
В центре внимания — судьба штабс-капитана Александра Кутепова, вступившего в войну командиром четвертой роты первого батальона Преображенского полка. Среди других персонажей, например, Карл Густав Эмиль Маннергейм, будущий финский маршал, известный больше по событиям советско-финской войны 1939 — 1940 гг.
— В начале Великой войны он был генерал-майором, кавалеристом, командовал гвардейской бригадой, которая в мирное время базировалась в Варшаве. Части генерал-майора Маннергейма во время наступления к реке Сан сражались бок о бок с преображенцами и семеновцами. Оперативная обстановка была крайне сложная, и даже талантливые военачальники нередко ошибались. Интересен эпизод, когда в одном из боев генерал Маннергейм оказался не на высоте. Его кавалерия понесла большие потери. Ему пришлось просить помощи у преображенцев, которые и спасли положение.
Будущий маршал Советского Союза, в те годы подпоручик Семеновского полка Михаил Тухачевский — также один из героев моей книги. За полгода боев он стал кавалером пяти орденов. Однако большинство героев книги малоизвестны читателям. Они погибли в первые месяцы Великой войны, и их биографии пришлось составлять по крупицам.
Ошибка высшего командования
Основные события развиваются на польском театре военных действий в период Галицийской битвы. Именно в этот период практически полностью погиб первый состав Старой гвардии — Семеновский и Преображенский полки.
— Наиболее подробно описан первый бой, который произошел 20 августа по старому стилю, по новому 2 сентября 1914 года у деревень Владиславов и Стрийна, где Преображенский полк штурмовал безымянные высоты 106 и 119, — говорит Андрей Петухов. — Бой был без поддержки артиллерии или частей фронта, накануне разбитых австрийцами. Резервов тоже почти не было, так как они были еще в пути. Однако лейб-гвардейцы выиграли встречный бой. Они не только остановили австрийские войска, но и перешли в наступление. Это стоило большой крови — только преображенцы потеряли 25 % личного состава убитыми и ранеными. Кроме того, в те времена не было медикаментов, и даже легкое ранение могло привести к смерти. Уже в первые дни Великой войны боевые действия велись с применением оружия нового поколения. Скорострельные винтовки, пулеметы и артиллерия создавали высокую плотность огня, а тактика боевых действий пехотной части опиралась на уставы и наставления, разработанные еще в конце XIX века. Часто использовались большие массы пехоты, наступавшие густыми цепями, на открытой местности. Не были редкостью потери в 20 или 30 % личного состава за несколько часов боя. Такой участи не избежал и лейб-гвардии Преображенский полк, в котором тогда в чине штабс-капитана служил Александр Кутепов.
По словам Андрея Петухова, до этого последний раз Преображенский полк принимал участие в боевых действиях в 1877 — 1878 годах, во время русско-турецкой войны:
— Но это не значит, что они не были хорошо подготовлены. Наоборот, они ответственно относились к применению новых методов в тактике. В первом же бою преображенцы умело организовали разведку, при атаке активно использовали телефонную связь. Лейб-гвардейцы проявили находчивость и стойкость. Кроме того, это были преданные престолу люди, патриоты.
Автор считает, что использование Старой гвардии в качестве обычной пехоты было огромной ошибкой высшего командования. Сегодня имена многих из тех гвардейцев незаслуженно забыты, а иные оболганы. Пришло время для обстоятельного рассказа о боевых делах тех, кто столетие назад дал яркий пример доблести, мужества и благородства.
Как отмечает Андрей Петухов, только во время ночной атаки у фольварка Градобице вблизи Ивангородской крепости две роты третьего батальона лейб-гвардии Семеновского полка потеряли до 80 % личного состава!
— Большая часть первого, довоенного, состава Старой гвардии погибла именно в июле — октябре 1914 года. Преображенцы, приколовшие к своей шинели красный бант в феврале 1917-го, не имели уже довоенного патриотического воспитания — под их шинелями бились совсем другие сердца.
Судьбы пленных
В ходе подготовки монографии Андрей Петухов ознакомился с документами, которые рассказывают о деятельности специальной комиссии, расследовавшей зверства австрийцев и немцев в отношении русских военнопленных.
— Гвардейцы впервые столкнулись с этим в сентябре 1914 года. Однажды солдат-преображенец, барабанщик, заблудился в лесу и попал в плен к австрийцам. Когда деревню взяли, нашли его изуродованное штыковыми ударами тело. Солдата жестоко пытали, жгли на костре... И это были не единичные случаи. Не однажды раненых русских солдат и офицеров добивали, докалывали штыками и даже топили. Нередко отказывали раненым в медицинской помощи. Есть даже свидетельства, что некоторые австрийские офицеры были возмущены такой практикой. Но в моих руках не было ни одного документа, который бы говорил, что лейб-гвардейцы плохо относились к австрийским военнопленным. Русские поступали благородно, содержали в равных условиях и своих раненых, и раненых пленных вражеских солдат и офицеров.
Пришло время для обстоятельного рассказа о боевых делах тех, кто столетие назад дал яркий пример доблести, мужества и благородства.
Марина Белая

Комментариев нет: