суббота, 21 июля 2012 г.

Валентина Боровицкая живет в любимом ХIХ веке

Газета "Премьер", №15 (344) от 14 апреля 2004 г.
Талантом Россию измерить... Московской писательнице с вологодской душой удалось остановить время — она живет в любимом ХIХ веке.
Когда все вокруг читают и пишут про «ментов» и бандитов, новая книга Валентины Боровицкой — о жизни поэта Федора Тютчева.
«Я никогда не пройду по улицам моего детства. На их месте сейчас плещется вода, — с грустью говорит Валентина Николаевна о малой родине — ныне затопленном поселке Кемский в Вашкинском районе. — Представляете, уже в 4 года я точно знала — я писатель. И уже тогда писала стихи. А в 12 лет мне подарили полное собрание сочинений Тургенева. И он меня сделал: я прочитала все туда и обратно, и еще раз, и все его письма...»
После затопления поселка ее семья переехала в Бабаево. Там будущая писательница закончила школу. Она жила литературой, XIX веком и мечтала поступить в МГУ. Но денег на поездки в Москву не хватало — ее мама работала в детсаду, отец погиб на войне...
Валя подрабатывала пионервожатой. «Я хорошо помню детей, особенно мальчишек, — вспоминает она. — В некоторых угадывалась та же тоска, хорошо знакомая мне с детства. Тоска ребенка, растущего в маленьком городке, по интеллектуальной, духовной жизни». В 1962 году ее мечта осуществилась — она поступила на филфак МГУ: «И вот тут началась настоящая жизнь — университет, Ленинская библиотека, архивы...»
Первую книгу Валентина Николаевна посвятила Тургеневу: повесть «Эпилог» выдержала четыре издания. И сразу же проявился «фирменный знак» Боровицкой. Великие писатели у нее — вовсе не запыленные образы из школьных хрестоматий с «вылизанной» биографией. Они живые люди со своими радостями, трагедиями, достоинствами и недостатками.
К примеру, в новой книге «Камергеръ Федор Иванович Тютчев, взгляд через 200 лет» поэт показан не только гением, напророчившим знаменитое «Умом Россию не понять...» Он еще и неисправимый ловелас, отец 11 (!) детей от двух законных и двух незаконных жен.
«Это человек, который все время гнался за наслаждением, — Фауст своего времени», — утверждает Валентина Николаевна. По ее словам, Тютчев был мужчина-«перекати-поле» с мощным, словно электрическим зарядом и колдовским обаянием. Против такого не могли устоять и первые красавицы.
Для Боровицкой негласным эпиграфом к биографиям Тургенева и Тютчева стали слова Достоевского о том, что Бог и Дьявол борются постоянно и «поле боя — сердце человека». «У Тютчева на этом «поле боя» не осталось живого места», — замечает она.
Кстати, пишет она не только биографии писателей, но и стихи, повести, романы. На книжных интернет-сайтах постоянные объявления: «Куплю книги Боровицкой», а спектакли по ее пьесам проходят при полных залах. И на родине она не забыта. По словам работников областной библиотеки, ее произведения спрашивают постоянно.
Все ее реальные и вымышленные персонажи так или иначе связаны со временем расцвета русской литературы — XIX веком. Они либо жили тогда, либо обращаются к нему в своих духовных исканиях.
Однажды в издательство, печатавшее ее книги, позвонила женщина: здесь ли издают Боровицкую? Трубку взяла сама Валентина Николаевна. «И тут незнакомка говорит мне: «Правда, жаль, что она уже умерла? — рассказывает писательница. — Я удивленно спрашиваю: «Почему вы так решили?» — «Да ведь это и так ясно. Кто же так пишет в наше время?» Для меня это прозвучало как высшая похвала».
Редкий снимок: Валентина Боровицкая в молодости, в один из приездов в Бабаево, где до сих пор живет ее 90-летняя мама.
Боровицкая выяснила, что Тютчев был падок на женщин, имел 11 детей от двух законных и двух незаконных жен.

Саша Бялик

Комментариев нет: