|
Душа бессмертна
Я настолько счастлив, что по запаху различаю сосновый, березовый и ольховый
дым…
В. Белов
Самым главным «оружием» писателя всегда было и остается слово, способное жечь
огнем совести, убеждать, учить любви, доброте, дружбе… Только умело
использованное слово отзывается в сердце читателя. Так в любом произведении
нашего земляка Василия Белова, будь-то смешные до слез «Бухтины вологодские»,
детские «Рассказы о всякой живности», книга очерков о народной культуре «Лад»
или романы «Кануны», «Все впереди»… Слово для Василия Белова всегда во главе
угла. Это и постарался передать режиссер Зураб Нанобашвили в своем
литературном спектакле «Душа бессмертна», премьера которого состоялась 1
ноября 2012 года на камерной сцене Вологодского областного драматического
театра.
Постановка «Душа бессмертна» стала двойным подарком: писателю – к 80-летнему
юбилею – и артистам, которые отметили премьерой день рождения любимого театра.
Режиссер спектакля Зураб Нанобашвили подчеркнул: «В этой камерной обстановке мы
попытались сосредоточить свое внимание, свою энергию на слове Василия Ивановича
и прочитать Белова со сцены, прочитать сердцем».
Это не игровой спектакль по конкретному произведению, а образный синтез
творчества писателя через его отдельные работы. Артисты читают рассказы Василия
Белова или отрывки из его повестей и романов, словно бы проживая этот период
жизни своего литературного героя. Объединяет каждую историю некий рассказчик,
который, сидя на широком кресле перед портретом Василия Белова, читает книгу –
книгу о его жизни, о его творчестве. Ведь что может лучше рассказать о писателе,
чем его произведения, в которые автор вложил свои мысли и свою душу. Рассказчик,
которого на сцене воплотил Владимир Таныгин, обращается к зрителю и одновременно
«ведет разговор» с писателем. Он останавливается на самых важных этапах
биографии Василия Ивановича, словно подчеркивая карандашом главное в его
жизненном пути. Здесь и воспоминания детских лет; и отрывки рассказа «Душа
бессмертна», посвященные горячо любимой матери писателя; и выбор творческого
направления – деревенской прозы, так ясно обрисовывающей для нас простые
жизненные истины. И во время чтения этой «книги жизни» перед рассказчиком и зрителями
встают образы героев разных произведений Василия Белова – маленькая Катюша
(рассказы для детей «Мамина дочка», «Катюшин дождик»), Константин Зорин
(«Плотницкие рассказы»), Барахвостов («Бухтины вологодские») и многие другие.
Удивительно трогательно звучат строки писателя, адресованные детям. Ангелина
Ноздрина сумела передать через рассказ «Катюшин дождик» всю непосредственность
маленькой девочки, ее воспоминания из счастливого детства, взлелеянного любовью
мамы и бабушки. Еще одна история о детях – «Каникулы» в исполнении заслуженной
артистки России Марианны Витавской, которая рассказала о приключениях Миньки,
Стасика, Хомутова и забавном происшествии с любопытной бабкой Клювихой.
Произведения для самых юных читателей занимают особое место в творчестве Василия
Ивановича, ведь именно в детстве закладывается фундамент, который впоследствии
определит, какими мы будем во взрослой жизни. Для взрослых – это воспоминание о
своих детских приключениях, ведь среди этих героев кто-то непременно узнает
себя.
Жить без юмора нельзя, но смотреть на происходящее с улыбкой – целое искусство.
Герои произведений Василия Белова умеют рассказать о своей жизни так, что все
вокруг будут смеяться. Таковы, например, истории Кузьмы Ивановича Барахвостова
из «Бухтин вологодских», который попадал в самые невероятные ситуации. О том,
как Кузьма родился, в холостяках гулял да женился на Виринее, рассказал
Александр Чупин. Кузьма Барахвостов – колоритный персонаж, со сказками да
прибаутками о своей жизни повесть складывает, умудряется приглянуться даже
самому серьезному «читателю». Наверно, поэтому сразу несколько отрывков из «Бухтин
вологодских» вошли в спектакль, их прочитали артисты Дмитрий Мельников и Дмитрий
Бычков.
Но вот на смену веселым шуткам приходят серьезные размышления о жизни на примере
судьбы героя «Плотницких рассказов» Зорина (заслуженный артист РФ Олег
Емельянов). Завершается литературное чтение отрывками из романа «Кануны» и
рассказа «Душа бессмертна». «Итак, печи были протоплены. Окна прослезились на
короткое время, но быстро просохли. В столетнем доме моем исчезла предосенняя
свежесть. Два ведра чистой речной воды стоят на кухне, рюкзак с харчами
разобран, стол свободен от лишних бумаг. Телефон отключен, а ворота не заперты.
Пусть идет ко мне, кто хочет, я буду рад каждому» – словами Василия Ивановича
обращается к залу рассказчик, словно приглашая приходить вновь и вновь на этот
спектакль, призывая к прочтению его произведений, в которых столько жизни,
столько любви к людям…
Дополнением к слову стала музыка – «Большой вальс» из балета «Анюта» Валерия
Гаврилина и «Времена года» Чайковского.
На премьере побывала супруга Василия Белова Ольга Сергеевна: «Спектакли по всем
пяти пьесам, которые написаны Василием Ивановичем, шли в Вологодском
драматическом театре. Я хорошо помню, как вологжане шли с некоторым недоверием в
театр на первый спектакль «Над светлой водой», ведь до этого здесь ставили
Чехова, Гоголя, произведения советских драматургов, таких как Шатров, Володин, а
тут постановка по пьесе земляка. Но после просмотра все были взволнованы и
приятно удивлены. Затем уже были спектакли на сценах театров Москвы и
Санкт-Петербурга. Очень жаль, что Василий Иванович не смог посмотреть сегодня
ваш спектакль, который растрогал меня до слез».
Профессор ВГПУ Сергей Баранов отметил: «Это особый спектакль в нескольких
отношениях. В первую очередь, он стал одним из ярких событий, приуроченных к
80-летию Василия Белова, который создал громадный художественный мир. С именем
этого человека связаны несколько важнейших понятий: Василий Белов – это
Вологодская область, это русская литература, это сама Россия. Вся созданная
писателем Вселенная вращается вокруг клочка земли в Харовском районе – деревни
Тимонихи, но это большое искусство – на ограниченном пространстве видеть многое.
Этот спектакль хорошо представил всю глубину творчества Белова. И самое главное
– здесь есть обращение к слову, которое мы, общаясь с современным театром, не
так уж часто слышим. А это очень важная вещь, ведь русский театр в своей основе
был словесный и всегда зиждился на хорошей литературе».
Спектакль «Душа бессмертна» напоминает зрителю о простых истинах, он легок в
восприятии, но в то же время затрагивает очень важные темы.
Ирина Сорокина
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий