Галина Щекина: «Литобъединение нужно для того, чтобы автор поверил в себя»
В 2012 году исполняется 40 лет старейшему вологодскому
литературному объединению «Ступени». Основанное в 1972 году поэтом
Юрием Ледневым, оно поначалу представляло собой кружок при газете
«Вологодский подшипник». Название «Ступени» пришло не сразу, сначала
ЛитО называлось «Ростки», затем – «За чашкой чая». В разное время в
объединение входили люди, чьи имена сегодня хорошо известны всем,
кто интересуется литературой Вологодского края: Виктор Бараков,
Татьяна Тайганова, Елена Волкова, Дмитрий Ермаков, Ната Сучкова,
Андрей Широглазов. В 1991 году был издан первый коллективный сборник
«Ступеней» – «Дверца». А накануне нынешнего юбилея участники ЛитО
вновь объединились «под одной обложкой»: увидела свет книга «Сорок
«Ступеней» навстречу».
Вот уже долгое время литературным объединением руководит Галина
Щекина. С ней мы беседуем об истории и сегодняшнем дне «Ступеней».
Когда все начиналось, в далеком 1972 году, речь не шла ни о чем
постоянном: вологодскому поэту и общественному деятелю Юрию Ледневу
предложили встречаться с заводскими авторами. Со временем на эти встречи в
профсоюзную библиотеку, а затем в редакцию «Вологодского подшипника» стало
приходить все больше людей, причем не только с завода – некоторых несомненно
талантливых авторов приглашал сам Леднев.
«Приходя к нам на собрания, – рассказывает Галина Александровна, –
Макарыч (именно так, по-родственному, члены ЛитО называли Юрия Леднева)
восклицал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» – и воздевал к небу руки. Мы
тогда посмеивались над этим, такая патетика казалась нам лишней. Но сейчас и
это, и самого Макарыча, солидного старичка с серебряной окладистой бородой,
вспоминаем только с любовью… В 1993 году соведущим встреч стал поэт Михаил
Сопин. Каждый раз, обсуждая автора, Леднев с Сопиным устраивали «культурные
провокации»: они нарочно спорили, чтобы другие включались в обсуждение, и
это было настолько захватывающе, что не вмешаться было невозможно».
Помимо Юрия Леднева, занятия в редакции «Вологодского комсомольца»
несколько раз проводил знаменитый вологодский поэт Виктор Коротаев.
Как проходят ваши встречи сейчас?
В последнее время встречи проводятся в двух разных форматах: первый
достался нам в наследство от Леднева – это фронтальное обсуждение, когда
автор читает свои стихи, а затем все высказывают свое мнение о них, и новый
формат – «школа критика». Здесь нужно особенно потрудиться: чтобы грамотно
писать рецензии, необходимо обладать теоретическими знаниями в этой области.
Такой опыт пригодится авторам в любом случае: сейчас выходит много книг, и
нужно уметь на них реагировать.
На какую литературную традицию ориентировано ЛитО «Ступени»?
Ни на какую. И это моя принципиальная позиция. Любая «школа» налагает
определенные лекала, и многие не понимают, как писать вне этой школы. И
авторы неосознанно начинают выполнять «домашнее задание», не задумываясь над
тем, какова их собственная творческая суть. Я таких людей нещадно ругаю.
Нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо – следовать традиции: когда
это помогает автору найти себя, это одно, а когда автор теряется в этой
традиции – это другое. Не нужно пытаться быть на кого-то похожим. Как потом
выйти из-под влияния любимого идола?.. Да, искать свое очень трудно, но мы
создаем новую литературу, а хороша она или плоха – покажет время. Бывает,
автор еще только начал читать стихи, еще только рот открыл, а уже понятно,
что это, к примеру, чистейший Асадов. «На кой ты бес стилизуиси?» – моя
любимая фраза в таких случаях. Главное в творчестве – идти от любви, а не от
задания, чтобы не убить в себе художника.
Представители «Ступеней» общаются с членами других литературных
объединений?
У нас существует определенная ассимиляция с ЛитО «Среда», которым
руководит Ольга Фокина. Многие люди приходили в «Ступени», а потом уходили в
«Среду». Если человеку нравится задумчивость, тишина, русские традиции, то
ему там уютнее. Некоторые, наоборот, оттуда пришли к нам. Это естественно –
люди ищут себя.
«Ступени» сейчас и сорок лет назад – как изменилась миссия ЛитО?
Необходимое условие нормального писательства – иметь круг близких по
духу людей, а тогда, в 1972 году, литературной среды не было, негде было
напечататься, некуда пойти. «Ступени» были тем местом, куда хотелось
принести написанный вчера рассказ и прочитать его понимающим людям. Сейчас
ЛитО важно, в первую очередь, для начинающих, мы помогаем им перенести стихи
из звукового явления в печатное. Потом, когда автор «взрослеет», творческий
процесс становится интенсивным – он индивидуализирует человека, делает его
самодостаточным.
Кто сейчас может стать участником литобъединения?
Отбор проводит жизнь: к нам приходит человек «с улицы» и смущенно
говорит: «А я вот тут написал…». Мы ему отвечаем: «Набери на компьютере 3-5
стихов», – у него же все от руки написано. Он говорит, что у него нет
компьютера… Через месяц человек приходит в себя от ужаса и трясущейся рукой
протягивает напечатанные стихи. Так обычно происходит первое знакомство. В
ЛитО автор развивается, учится общаться, он видит другие манеры, другие
стили, и в атмосфере, наполненной текстами, сам начинает писать лучше. ЛитО
для того и нужно, чтобы человек поверил в себя.
Беседовала Влада ШИЛОВСКАЯ
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий