среда, 12 марта 2014 г.

Владимир Аринин: "В новой книге «Гении и вологжане» я возвращаюсь к Гоголю, отчасти к Пушкину и к украинскому гению Тарасу Шевченко"

Красный север
Как устюжанин Алексей Макшеев поддержал Тараса Шевченко
5 марта  в Вологодской областной библиотеке им. И. В. Бабушкина состоялась презентация новой книги известного вологодского писателя Владимира Аринина «Гении и вологжане». О чем это издание? Слово - автору.
- Моя работа над этой книгой началась  в далекие 70-е годы. Тогда, почти сорок лет назад, в газете «Красный Север» появились первые публикации (совместно с краеведом В. К. Пановым). В своих книгах, изданных ранее, я много раз поднимал тему о творческих и личных связях выдающихся литературных мастеров с уроженцами нашего края. В этом плане я писал об Александре Пушкине, Николае Гоголе, Александре Островском, Льве Толстом, Александре Куприне, Антоне Чехове, об их творческих и личных контактах, знакомствах с северянами.
В новой книге я возвращаюсь к Гоголю, отчасти к Пушкину и к украинскому гению Тарасу Шевченко, что подробно делаю впервые. И как раз накануне его юбилея - 9 марта исполняется 200 лет со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко. Что касается вологжан, в моей книге множество фамилий тех, кого судьба каким-то образом столкнула с литературными корифеями, начиная с XIX века и заканчивая нашими современниками: потомками, исследователями, краеведами. Все это - живая история через множество различных лиц и подлинных событий. 
Первая часть книги - это документальная повесть «Хлестаков в Устюжне», о прототипах гоголевского «Ревизора». Она выходила отдельным изданием в 2008 году (с предисловием кандидата исторических наук В. В. Касьянова).  А вот все остальное - новое. Прежде всего, большой очерк о Тарасе Григорьевиче Шевченко и уроженце Устюжны Алексее Ивановиче Макшееве, их взаимоотношениях во время экспедиции к Аральскому морю в 1848 - 1849 годах. Об этой экспедиции Макшеев впоследствии написал книгу, а в ней есть некоторые весьма любопытные и примечательные моменты, относящиеся к Шевченко. Впервые в книжном издании публикуются воспоминания  Макшеева о Шевченко, которые я беру из исторического альманаха  «Русская старина» за 1914 год. До сих пор эти материалы подробно не использовались. Между тем, на мой взгляд, наш земляк  предоставляет очень интересные сведения о том, каким человеком был  Шевченко, как проявил себя в тех весьма сложных условиях. Признаюсь,  после ознакомления с макшеевскими материалами я  по-новому взглянул на великого поэта, отчасти сенсационно открыл его для себя как человека. Это Шевченко без прикрас, в чем-то не безупречный человек, но, безусловно, выдающаяся личность.
Для меня в ходе этой работы произошла творческая сенсация. Я как автор открыл, что гоголевская и шевченковская темы тесно связаны. Прежде всего через устюженский род Макшеевых. Ведь Алексей Иванович Макшеев, сын устюженского городничего Макшеева И. А. (обманутого «вологодским Хлестаковым», авантюристом и поэтом Платоном Волковым) -  знатный земляк устюжан, генерал, профессор, известный географ, замечательная личность. Но так получилось, что Алексей Макшеев был обижен на Гоголя, считал, что его отец не имел ничего общего с гоголевским городничим в «Ревизоре». Он пытался оспаривать Гоголя… И так случилось, что судьба столкнула его с Шевченко во время Аральской экспедиции. И он сделал все, чтобы помочь Тарасу Григорьевичу и в его судьбе, и в творчестве. А вы только задумайтесь, что означало тогда ослушаться императорского повеления в отношении ссыльного поэта, которому было запрещено брать в руки кисти и перо. Вот такое сенсационное переплетение обстоятельств.
Так случилось, что работа над книгой сов­пала с трагическими событиями на Украине. И когда я уже передал ее в печать, мои размышления над событиями, прошедшими и сегодняшними, продолжаются.  Хочу сказать, что макшеевские воспоминания о Тарасе Шевченко недостаточно изучены и оценены. При всей их краткости они содержат весьма ценный, живой и глубокий материал о Тарасе Григорьевиче, что позволяет нам взглянуть на украинского поэта по-новому. Макшеев своими сведениями наталкивает на другие темы, о которых прямо не пишет. К примеру, когда он говорит о доносе на Шевченко после завершения Аральской экспедиции, который привел к аресту Тараса Григорьевича, он не указывает причины этого доноса. А связано это было с женщиной.
Политики в моей книге нет. Есть литература, есть история. И в далеком от Украины вологодском крае, отмечая юбилей Шевченко, мы с гордостью вспоминаем, что  в труднейшие для Шевченко  времена ему на помощь пришел блестящий русский офицер - устюжанин Алексей Макшеев. И это поучительно и актуально.
За поддержку этого издания я благодарен депутату Государственной Думы Вячеславу Евгеньевичу Позгалеву.
Владимир АРИНИН

Комментариев нет: