Источник
Лев Наумов: «Башлачев жил как пел»
Биография поэта и рок-музыканта родилась из созданного в 2005 году сайта bashlachev.spb.ru, который теперь является своего рода дополнением к книге — на нем можно прочитать или скачать некоторые статьи. О том, чтобы написать книгу, ныне петербургский писатель, драматург, режиссер, художественный руководитель международного кинофестиваля «ArtoDocs» Лев Наумов даже не думал. Затем последовали 70 интервью с людьми, знавшими поэта близко, три поездки в Череповец, одна — в Свердловск, а также десятки встреч с московскими и питерскими друзьями. Первое издание появилось в 2010 году, когда Александру Башлачеву исполнилось бы 50 лет.
— Эффект от первой книги был поразительный: со мной стали связываться люди, которые хотя бы однажды встречали Башлачева в жизни, — вспоминает Лев Наумов. — Мужчина, который проехал с ним в автобусе, женщина, которая разговаривала с ним некоторое время... Информационный поток все увеличивался, в конце концов было принято решение о выпуске второго, дополненного, издания. Я очень благодарен издательству «Амфора», что, когда появилась возможность доработать книгу, оно на это пошло.
Второе издание существенно отличается от первого: биографический раздел увеличился на сто страниц, в книге представлены ранние тексты, причем в них сохранена авторская пунктуация, вдвое увеличено число опубликованных фотографий. В конце книги приведена обширная библиография, а также представлен новый инструмент для анализа биографии — диаграмма перемещений поэта по стране.
Однако работа, как оказалось, на этом не закончена. В этом году в серии «ЖЗЛ» (точные сроки еще не известны) должна выйти принципиально новая биография Башлачева. Рукопись была закончена в январе и уже сдана в издательство.
— Я долго отказывался от этого проекта, но потом согласился, — отмечает Лев Наумов. — Во-первых, я наработал такой большой материал, просто мегабайты информации. Во-вторых, у меня есть иллюзия понимания, что я могу это воплотить. В конце концов, это оказался совершенно удивительный опыт.
Если в первых двух изданиях писатель придерживался отстраненной позиции, беспристрастного изложения, то в новой книге он отошел от идеологии «ноль позиций» и попытался привести свою интерпретацию событий.
— Я стараюсь говорить о Башлачеве прежде всего как о феномене в поэзии и ставлю в один ряд не с Шевчуком или Гребенщиковым, а с Тютчевым и Некрасовым, — поясняет Лев Наумов. — Объясню почему. Башлачев написал порядка 100 текстов, дал около 200 концертов, но при этом существенно переменил поэтическую и песенную традицию. Если его современники своим творчеством протестовали против политических или социальных реалий, то протест Александра Башлачева был скорее онтологическим (то есть связанным с основами бытия, мироустройства — авт.), и именно в этом заключается уникальность. Многие авторы, услышав Башлачева, стали писать о более серьезных проблемах. Хотя в целом оказалось, что поддержать его традицию просто некому.
Все ключевые тексты были написаны поэтом в Череповце, пик творческой активности пришелся на конец 1984 года, когда за несколько месяцев появились 14 текстов. Как отмечает Лев Наумов, причиной стали поступавшие теплые отзывы о его творчестве, появившийся шанс переезда в одну из двух столиц. К тому же именно тогда он начал идентифицировать себя как артиста.
Москва для Башлачева была скорее местом выступлений. Основное вдохновение он черпал, конечно, в Ленинграде.
— Город на Неве был для него своего рода Иерусалимом, к которому он тянулся с юных лет. Ленинград привлекал его образом жизни, связанным с рок-музыкой, который на тот момент воспринимался как квинтэссенция свободы. Именно в Ленинграде Башлачев нашел ключевые образы, которые не открывались ему прежде. Кстати, писал он довольно странно: некоторые песни начинались с середины или одной найденной рифмы, часто записывал пришедшие на ум строчки на обрывках бумаги прямо на улице, во дворах-колодцах.
В своих интервью Башлачев часто использовал цитаты из собственных стихотворений, потому что у него не было других формулировок. Жил как пел.
СПРАВКА:
Степень известности Башлачева не вполне соответствует уровню его таланта. Но скорость набора внушает уверенность, что все будет хорошо.
Марина Белая
Лев Наумов: «Башлачев жил как пел»
30 мая 2014
В Череповце Сашины дни завершила встреча с автором биографии Александра Башлачева.
В этом году в серии «Жизнь замечательных людей» должна выйти книга Льва Наумова о череповецком поэте. Об этом
заявил сам автор, представивший череповчанам второе издание «Александр
Башлачев — человек поющий».Биография поэта и рок-музыканта родилась из созданного в 2005 году сайта bashlachev.spb.ru, который теперь является своего рода дополнением к книге — на нем можно прочитать или скачать некоторые статьи. О том, чтобы написать книгу, ныне петербургский писатель, драматург, режиссер, художественный руководитель международного кинофестиваля «ArtoDocs» Лев Наумов даже не думал. Затем последовали 70 интервью с людьми, знавшими поэта близко, три поездки в Череповец, одна — в Свердловск, а также десятки встреч с московскими и питерскими друзьями. Первое издание появилось в 2010 году, когда Александру Башлачеву исполнилось бы 50 лет.
— Эффект от первой книги был поразительный: со мной стали связываться люди, которые хотя бы однажды встречали Башлачева в жизни, — вспоминает Лев Наумов. — Мужчина, который проехал с ним в автобусе, женщина, которая разговаривала с ним некоторое время... Информационный поток все увеличивался, в конце концов было принято решение о выпуске второго, дополненного, издания. Я очень благодарен издательству «Амфора», что, когда появилась возможность доработать книгу, оно на это пошло.
Второе издание существенно отличается от первого: биографический раздел увеличился на сто страниц, в книге представлены ранние тексты, причем в них сохранена авторская пунктуация, вдвое увеличено число опубликованных фотографий. В конце книги приведена обширная библиография, а также представлен новый инструмент для анализа биографии — диаграмма перемещений поэта по стране.
Однако работа, как оказалось, на этом не закончена. В этом году в серии «ЖЗЛ» (точные сроки еще не известны) должна выйти принципиально новая биография Башлачева. Рукопись была закончена в январе и уже сдана в издательство.
— Я долго отказывался от этого проекта, но потом согласился, — отмечает Лев Наумов. — Во-первых, я наработал такой большой материал, просто мегабайты информации. Во-вторых, у меня есть иллюзия понимания, что я могу это воплотить. В конце концов, это оказался совершенно удивительный опыт.
Если в первых двух изданиях писатель придерживался отстраненной позиции, беспристрастного изложения, то в новой книге он отошел от идеологии «ноль позиций» и попытался привести свою интерпретацию событий.
— Я стараюсь говорить о Башлачеве прежде всего как о феномене в поэзии и ставлю в один ряд не с Шевчуком или Гребенщиковым, а с Тютчевым и Некрасовым, — поясняет Лев Наумов. — Объясню почему. Башлачев написал порядка 100 текстов, дал около 200 концертов, но при этом существенно переменил поэтическую и песенную традицию. Если его современники своим творчеством протестовали против политических или социальных реалий, то протест Александра Башлачева был скорее онтологическим (то есть связанным с основами бытия, мироустройства — авт.), и именно в этом заключается уникальность. Многие авторы, услышав Башлачева, стали писать о более серьезных проблемах. Хотя в целом оказалось, что поддержать его традицию просто некому.
Все ключевые тексты были написаны поэтом в Череповце, пик творческой активности пришелся на конец 1984 года, когда за несколько месяцев появились 14 текстов. Как отмечает Лев Наумов, причиной стали поступавшие теплые отзывы о его творчестве, появившийся шанс переезда в одну из двух столиц. К тому же именно тогда он начал идентифицировать себя как артиста.
Москва для Башлачева была скорее местом выступлений. Основное вдохновение он черпал, конечно, в Ленинграде.
— Город на Неве был для него своего рода Иерусалимом, к которому он тянулся с юных лет. Ленинград привлекал его образом жизни, связанным с рок-музыкой, который на тот момент воспринимался как квинтэссенция свободы. Именно в Ленинграде Башлачев нашел ключевые образы, которые не открывались ему прежде. Кстати, писал он довольно странно: некоторые песни начинались с середины или одной найденной рифмы, часто записывал пришедшие на ум строчки на обрывках бумаги прямо на улице, во дворах-колодцах.
В своих интервью Башлачев часто использовал цитаты из собственных стихотворений, потому что у него не было других формулировок. Жил как пел.
СПРАВКА:
Степень известности Башлачева не вполне соответствует уровню его таланта. Но скорость набора внушает уверенность, что все будет хорошо.
Марина Белая
Комментариев нет:
Отправить комментарий