суббота, 31 мая 2014 г.

С пяти вечера до половины второго ночи в ДК «Строитель» продолжался традиционный фестиваль «Сашин день»

Источник
Сашин день — 2014: недосказанное
30 мая 2014
27 мая 2014 с пяти вечера до половины второго ночи в ДК «Строитель» продолжался традиционный фестиваль «Сашин день».
В день рождения череповецкого поэта Александра Башлачева более двадцати исполнителей из Череповца, Москвы, Санкт-Петербурга, среди которых мэтры рок-музыки и новички, восемь часов удерживали внимание полутысячной аудитории. Праздник получился!
Рок-фестиваль «Сашин день» собрал любителей творчества Александра Башлачева — зрителей и исполнителей песен, друзей, родственников, гостей, среди которых много известных имен. На этот раз случайных людей на фестивале было меньше, чем обычно, и это хорошо. В зале царило общее понимание того, что происходит вокруг: в фойе, на сцене, за кулисами, понимание слов, музыки, тайного и недосказанного в песнях, звучащих со сцены, в словах, когда-то сказанных и ставших пророческими.
Фестиваль — это не концерт. Большое количество участников, гостей, встречи и открытия — это всегда эмоции. Да и фестивальная закулисная суета, конечно, никуда не пропала и выдавала в зал свой адреналин.
За час до официального начала фестиваля местные и приезжие группы из неосновного состава выступали на малой сцене в фойе. Там, между прочим, было немало открытий. Когда девушка с гитарой из души рвала «знаешь, стыдно, когда не видно, что не слышал ты, то что слушал», по спине бежали мурашки... Особенно удивил публику дуэт череповчанина и петербурженки. Борис Ремарчук и Маша Беляева выдавали этакий утонченный рок-импрессионизм — ничего похожего еще не было. Может быть, это новая ниша? А после выступления зубра рок-н-ролла Михаила Башакова и группы «Башаков бэнд» (Петербург) зал не на шутку взбодрился, энергетика была та еще. И понеслось... Дмитрий Ревякин с «Калиновым мостом» (Москва) исполнил пять или шесть песен, и зал требовал еще.
Официальные гости «Сашиного дня» Андрей Бурлака (жуpналист, писатель, издатель, президент Петербургского рок-клуба), Андрей Тропилло (продюсерский центр «АнТроп»), Александр Липницкий (культуролог, журналист, режиссер), Сергей Фирсов (зав. фонотекой Ленинградского рок-клуба, музыкальный продюсер, директор клуба «Камчатка») и другие не прятались за кулисами, были вполне доступны и расположены к общению. Со сцены и в фойе многие делились воспоминаниями о том, как познакомились с песнями Башлачева или с ним лично.
Мэр Череповца Юрий Кузин, рассказав со сцены свою историю знакомства с творчеством Александра Башлачева и сказав напутственные слова возрожденному после перерыва фестивалю, спустился в зал, чтобы вручить цветы Нелли Николаевне Башлачевой — матери поэта. Зал замер, зрители встали с мест, отдавая дань памяти поэту, в честь которого город проводит фестиваль. Очень трогательно это было. Не менее трогательно и завершался фестиваль выступлением Юрия Наумова. Он исполнил несколько песен, среди которых любимая череповчанами башлачевская «Хозяйка»...
В день открытия фестиваля мэр Юрий Кузин встретился с лидером группы «Калинов мост» Дмитрием Ревякиным и поддержал идею записать трибьют-альбом (англ. tribute, дословно: дань, коллективный дар), состоящий из Сашиных песен. В проекте планируется задействовать грандов рока, таких как Шевчук и группа «ДДТ», Васильев и группа «Сплин», Шклярский и «Пикник», Кинчев с «Алисой», Бутусов, «Калинов мост». А также пригласить всех для участия в фестивале, чтобы исполнить трибьют вживую.
Все получилось. Фестиваль удался. Основная нагрузка по его организации легла на плечи череповецкой журналистки Светланы Куниной, которая стояла у истоков создания этого фестиваля. Она не опускает руки, работает «вопреки», и у нее все получается. Город поддержал идею организацию фестиваля. Отныне «Сашин день» будет набирать обороты, будет открывать новые имена и дарить нам праздник.
Про памятник с золотым зубом и «отставку» премьер-министру
Андрей Тропилло — крестный отец и первый импресарио русского рока — за три часа до открытия фестиваля в гримерке череповецкого ДК «Строитель» делился воспоминаниями о Башлачеве, рождении рок-клуба и музыкальном опыте экс-президента Медведева.
— Для меня Башлачев интересный певец, причем более интересный, чем Высоцкий. Его тексты я бы назвал гениальными. У СашБаша нет коньюнктуры, он сложнее, но тем и интереснее. И еще для меня это человек с золотой фиксой — и никуда не денешься, я таким его помню. Я бы даже памятник ему отметил этим знаком. Ну я не могу его другим представить. Помню, как он появился в ленинградском рок-клубе на ул. Рубинштейна...
Но рок-движение началось куда раньше, со студии, которую я создавал в доме пионеров. Все рок-коллективы, которые в то время могли хоть что-нибудь стоящее делать, записывались здесь. Как правило, состав, который выступал на сцене, и тот, что записывался в студии, были разными. В рок-н-ролле (и не только у нас, а везде) не принято прописывать или изменять аранжировки, здесь просто заменяют музыканта. То есть если ты приглашаешь в свой коллектив бас-гитариста, то ты примерно знаешь, как он играет. Обычная практика. Особенно явно это было заметно с группой «Кино». Когда я записал их первый виниловый альбом «Ночь» (а я записал всего «первого» Цоя и группу «Кино»), на этой пластинке были указаны члены группы, ни один из них в этой записи не участвовал. Но все они выступали с Цоем на сцене. Указать на пластинке новый состав меня попросил Виктор Цой, чтобы слушатель привык к этим именам.
Но мало было написать песню; чтобы ее записать, надо было получить «литовку», как пропуск на исполнение. («Литовка» — от глагола «литовать», так называли в Советском Союзе процесс согласования с цензурой.)
Надо сказать, студийные альбомы, появившиеся в период с 1979 по 1981 год, нанесли идеологический удар такой силы, что, по сути, гэбэшникам пришлось признать наше существование и дать разрешение на открытие рок-клуба. Отсюда начинается история Ленинградского рок-клуба на улице Рубинштейна, 13, открытого в 1982 году при Межсоюзном доме самодеятельного творчества Северо-Запада. А поскольку создано это было на «останках» советской профсоюзной системы, то, разобравшись в ее хитросплетениях, я выяснил, что для исполнения самодеятельных песен не нужны никакие органы «литовки», достаточно репертуарного отдела в доме самодеятельности. Мне удалось внедрить в эту систему нового начальника репертуарного отдела, филолога Нину Барановскую, которая на тот момент была уже знакома с нашим рок-н-роллом. Она зашифрована в песне Гребенщикова как капитан Воронин (она урожденная Воронина), это о ней он сказал:
«Но люди верили ему как отцу, // Они знали, кто все должен решить».
И Нина Барановская стала «литовать» так, что даже сами музыканты порой не верили: «Что, и это можно исполнять?» Она отвечала: «Конечно, придраться тут не к чему». И тогда к нам хлынули музыканты со всей страны, в том числе и Александр Башлачев.
Надо сказать, что многие хотели попасть к нам в клуб. В свое время Дмитрий Медведев, будучи студентом, тоже играл в музыкальном коллективе и тоже пытался влиться в состав ленинградского рок-клуба. В то время работал он дворником в кинотеатре «Прибой» на Васильевском острове. Сейчас в этом здании находится Центр современного искусства имени Сергея Курехина. Там даже есть стул, на котором обычно сидел Дмитрий Медведев. Он играл на бас-гитаре в группе, которая подражала «Deep Purple». Я помню, как они пришли на прослушивание в рок-клуб. Но игра этой группы не впечатлила, и мы не приняли этих ребят. Вот так Дмитрий Медведев не стал членом ленинградского рок-клуба, зато потом стал президентом. Правда, сейчас не могу припомнить, как называлась та группа.
«Фестивали нужно развести во времени»
«Рок-Череповец» может стать уличным, отбор участников будет проводиться более тщательно, а два фестиваля, скорее всего, будут разведены. О настоящем и будущем башлачевских концертов «Речи» рассказал начальник управления культуры Леонид Лавров.
— Подведите итоги концертов, посвященных дню рождения Башлачева.
— Считаю, что фестиваль «Рок-Череповец» вышел на хороший уровень. Это касается и организации, и состава участников, и технического оснащения — свет, звук и так далее. Уже со второй группы, которая вышла на сцену, зрители целиком и полностью включились в музыкальный процесс, хотя и первую череповецкую группу тоже здорово поддерживали. Выступление Олега Хакмана очень украсило фестиваль — все привыкли говорить о творчестве позднего Александра Башлачева, а Хакман показал его стихи раннего возраста. В середине концерта финские музыканты задали невероятные ритм и мощь, и их подхватили музыканты Николая Носкова. А сам Носков в очередной раз доказал, что он один из лучших вокалистов России. Он отработал на 150 процентов и показал нам, что рок может быть умным, может заставить думать и сопереживать. Формат «Рок-Череповца» сложился, и мы уже говорим о том, что, возможно, через год фестиваль выйдет на улицу, под открытое небо. Нужен повышать качество отбора артистов — приезжих и череповецких. Будем выводить на другой уровень наш молодежный фестиваль «Рок-инициатива», будем привлекать группы из других городов Вологодской области и, возможно, окрестных регионов.
— Удался ли фестиваль «Сашин день», вернувшийся после перерыва? Концерты, которые разделяли всего два дня, не помешали друг другу?
— «Сашин день» получился. Хотя, с моей точки зрения, он был несколько затянутым. Сказалось то, что времени на подготовку было очень мало. Фестивальное пространство можно было организовать иначе — почти не задействованы были фойе, дворик и так далее. Формат «Сашиного дня» позволял это сделать. Хотелось бы увидеть какую-то предфестивальную жизнь, где молодые авторы смогли бы себя показать.
Теперь о том, помешали ли концерты друг другу... Считаю, что фестивали нужно развести во времени. Они не могут накладываться один на другой. Во-первых, они создают конкурентную среду, которая здесь не нужна. Кроме того, получается неразбериха и путаница: некоторые зрители подумали, что «Рок-Череповец» перенесли из Ледового дворца во Дворец культуры строителей и заволновались, другие спрашивали на «Сашином дне», когда будет выступать Николай Носков. Думаю, правильнее было бы оставить «Сашин день» в день рождения Александра Башлачева. А по поводу новой даты «Рок-Череповца» будем думать.
— Поклонники поэта надеются, что через год, к 55-летию Башлачева, в Череповце появится памятник ему. Это возможно?
— Хотелось бы на это надеяться. Процесс сбора народных средств на установку памятника идет полным ходом, скульптор готов изготовить памятник, место для установки выбрано. Дело за деньгами — надеюсь, что люди откликнуться и поддержат этот воистину народный проект.
Арина Маслова, Сергей Виноградов

Комментариев нет: