суббота, 31 мая 2014 г.

Третий «Рок-Череповец» продолжался пять с половиной часов

Источник
Фото: Ульяна Турчанина.
На фото Николай Носков.27 мая 2014
Главную звезду фестиваля Николая Носкова вылечили от высокой температуры антибиотики и череповецкая сцена.
Третий «Рок-Череповец» продолжался пять с половиной часов и собрал более двух тысяч зрителей. Публику удивляли музыкальным разнообразием, редкими видеозаписями и искусственным снегом. Организовали фестиваль мэрия Череповца и администрация области.
За пять с половиной часов зрители услышали самый разный рок — череповецкий и финский, громкий тяжелый и тихий симфонический. Одна группа переносила зрителей в американский паб, а другая — в симфонический зал. Речей произносилось очень много (ведущий концерта культуролог и музыкант Александр Липницкий рассказал о Башлачеве множество интересных вещей), но вернее всех цель фестиваля высказал лидер череповецкой группы «Soundburns» Никита Иванов: «Мы собрались, чтобы вспомнить Александра Башлачева и то, что рок-н-ролл жив». Выступления всех последующих групп доказывали эту мысль на разные лады. Лидер группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман напомнил собравшимся старые песни череповецкой танцплощадки. Ярославская команда «Overdrive Blues Band» сыграла в блюзовой манере известные симфонические хиты. Российско-эстонский проект «Full Pockets» показал, что такое подлинный блюз. Не российский и не эстонский, а настоящий американский. А потом на сцену вышли финские рокеры из группы «Face of God»: музыка у иностранных гостей громкая и живая, к тому же они мастерски трясли головами. Еще и Александр Липницкий подогрел интерес к финскому року. «Мы привыкли считать финнов флегматичным народом, однако, по моим наблюдениям, после британцев финны лучше всех играют рок», — сказал он. Слушая «Face of God», череповчане могли понять, какой рок сегодня популярен в Европе: последние гастроли финской группы в нескольких странах континента прошли с огромным успехом.
Первые минут 10 — 15 зрители на танцполе стояли столбами, покачивались из стороны в сторону. Но после того как в центре зала объявился паренек в бейсболке с рукой в гипсе и стал лихо отплясывать, его начинание подхватили и не останавливались до конца концерта. «Рок-Череповец» проходит в городе уже третий раз, и некоторые зрители, зная продолжительность фестиваля, стали приезжать к выступлению конкретного исполнителя.
В то время когда на танцполе Ледового дворца уже во всю танцевали, Николай Носков отдыхал в гостиничном номере. Его выход на сцену еще за день-два до концерта был под вопросом. Незадолго до приезда в Череповец у Носкова повысилась температура до 40 градусов. «Я не знал, что делать. Пришлось напичкаться антибиотиками и выходить, — признался певец журналистам перед выходом на сцену Ледового дворца. — Уверен, концерт будет хороший; к тому же многократно доказано, что сцена лечит. Иногда выходишь думаешь: как буду выступать, чем буду петь? Но берешь в руки микрофон, и все неурядицы уходят. При всем при этом настроение у меня замечательное, я ведь выступаю в родном городе».
Организаторы «Рок-Череповца» отдали Николаю Носкову один час концертного времени. У множества звезд эстрады на час и репертуара не наберется, а Носков, кажется, был немного расстроен хронометражем. «Что я успею за час? Поприседать, разве что», — сказал он.
Сумел в итоге гораздо больше. Напомнил старые хиты (перед их исполнением скромно заявлял: «А следующая песенка вам когда-то нравилась? Исполним вместе?») и познакомил с новым репертуаром. Иными словами, окунул земляков в романтику. Зал в восторге выдохнул, когда во время исполнения композиции «Снег», которая и сама по себе может довести чувствительную натуру до обморока, с потолка начал сыпаться искусственный снег. Сам же Николай Носков к концу концертного часа как будто попал под дождь — был мокрый, хоть выжимай. Последние две-три композиции он вовсе не выпускал полотенца из рук, тут же придумав эффектный танец с этим махровым инвентарем. Отработал с полной отдачей, за что и был вознагражден аплодисментами.
Сегодня Башлачевские дни продолжатся концертом «Сашин день» (12+) в ДК «Строитель».
«Мы с Башлачевым разминулись»
Носков вспомнил, что пел со сцены череповецкого ресторана 35 лет назад.
За час до выхода на сцену Ледового дворца певец Николай Носков рассказал череповецким журналистам о том, почему приезжает с концертами в Череповец так редко, почему не пишет злободневных песен, и о том, как воспитывал свою публику.
— Почему вы решили принять участие в концерте, посвященном дню рождения Александра Башлачева?
— Я который год не мог приехать в мой родной Череповец с нормальным полноценным концертом. И сейчас исполню лишь сокращенную программу, к сожалению. Местные организаторы мне постоянно объясняют: дескать, в Череповце нет публики для твоих специфических песен, ты не соберешь зал. Почему же в других городах такая публика есть и у меня аншлаги по всей стране, а в Череповце ее нет? Загадка просто. Отовсюду зовут, а из Череповца тишина.
— Что для вас значит имя Александра Башлачева?
— К сожалению, мы не были знакомы. Как-то так вышло, что мы разминулись. Я, вернувшись из армии, довольно скоро уехал в Москву, а Башлачев — в Питер. Я долгое время вообще не знал, что он череповецкий, пока мне не сказали. Я бы не стал называть фестиваль памяти Башлачева рок-фестивалем. Его творчество не принадлежит к рок-культуре, оно иное. В таком случае и Высоцкого нужно зачислять в рокеры. В песнях Александра Башлачева видно, что душа у автора была раненая.
— Вы не скрываете, что начинали петь в череповецком ресторане «Океан». Сегодня в зал пришли и те, кто слушал вас 35 лет назад. Могли бы исполнить для них что-то из того старого репертуара?
— У-у-у, ну вы напомнили. Я как из армии вернулся, пошел в ресторан выступать. Ребята-музыканты вспоминали потом — пришел какой-то наглец и говорит: «Давайте я у вас петь буду». Что же я исполнял-то тогда? Пел вещи, которые написал в армии. Была еще английская эстрада, песни Юрия Антонова про золотую лестницу и другие. Такой репертуар. Не буду же я сейчас это петь.
— Какой публика вам больше по душе — шумная или вдумчивая?
— Могу сказать, что свою публику я создал сам. Как вы можете заметить, я не так часто появляюсь в телепрограммах. Принципиально не хожу на те передачи, где разговаривают много и ни о чем. Я музыкант и считаю, что должен говорить музыкой, своим творчеством. Свою публику, еще раз повторюсь, я создал сам, приучил ее к определенному восприятию концерта. В моих выступлениях первое отделение акустическое, а второе рок-н-ролльное. До антракта зрители сидят не шелохнутся, а во втором отвязываются. Организаторы признаются мне: мол, мы твою публику на других шоу не видим. Потому что мои зрители ходят в театры и симфонические залы, а не на поп-концерты. Мои зрители слушают звук, слушают слово. Знаете, с возрастом хочется, чтобы тебя на концертах слушали, а не орали. Я прошел тот период, когда публика на моих концертах кричала, визжала и пыталась меня раздеть. Прошел, и слава богу.
— Почему вы не пишите злободневных песен?
— Я настороженно к ним отношусь, поскольку не принадлежу к числу артистов, которые гоняются за популярностью и используют любую возможность для того, чтобы засветиться. К примеру, сейчас происходит эта беда на Украине. Конечно, первым желанием было как-то отреагировать и что-то такое написать, но я приостановил себя и подумал: ведь тут наши люди и там наши люди. Что я буду петь тем и что спою этим? Трудно определиться, нужно время. Если и напишу на эту тему, то года через два-три.
— То, что у вас нет музыкального образования, ограничивало или дало больше творческой свободы?
— И так и этак. Образование получать надо, не нужно зашориваться. В итоге музыкант не развивается, находясь всю жизнь под гнетом школы и полученных знаний. А я многого не знаю, зато много экспериментирую. Например, в песне «Озера» мне аккомпанируют струнный квартет и орган; обычно так не делают, потому что орган убивает струнное звучание. Но у меня все получилось. И это звучит. А образованный музыкант за это бы даже браться не стал.
«Блюз ладьи» в музее Башлачева
Открыл череду концертов, посвященных памяти нашего земляка, «Блюз ладьи». В музее поэта мероприятие такого плана проводится пятый год подряд — это камерный, дружеский вечер, где выступают музыканты, близкие по духу к традиционному русскому року.
«Блюз ладьи» — второе название одной из самых известных и пронзительных песен Башлачева «Посошок». И концерт тоже получился на серьезной ноте, несмотря на то, что исполнители подобрались разноплановые. Веселые череповецкие рокеры ВИА «Культура» (именно из-за них и из-за группы «Менделеев Band» нельзя назвать прошедший концерт акустическим: музыканты заставили зал танцевать сидя на стульях), гости из других городов — лидер тульской фолк-рок-группы «Ворон Кутха» Дмитрий Мулыгин, молодая московская исполнительница Настя Жук, вологжанин Вадим Дадашев, частый гость нашего города питерец Максим Ермачков, спевший башлачевские «Хозяйку» и «От винта», — «Блюз ладьи» продолжался четыре часа.
— Я не могу сказать, что Башлачев был рокером или бардом, о чем многие любят спорить, — говорит Настя Жук. Она сидит на ступеньках перед входом в музей, отдыхая после выступления. — Рокеры и барды — это тусовки. А музыка — она одна. Есть хорошая и есть плохая.
Настя приехала на выступление автостопом из Москвы. По словам организатора концерта Татьяны Мельниковой, музыкантам проезд не оплачивается — те, кому дорога поэзия Башлачева, соглашаются приехать на свои средства.
— Я бываю в Череповце часто, — рассказывает Дмитрий Мулыгин. Сегодня он споет свои песни на «Сашином дне» во Дворце культуры «Строитель». — Здесь живут мои друзья. Вообще, несмотря на то, что мы группа из Тулы, нас куда теплее принимают в других городах.
Дмитрий говорит, что ценит стихи и музыку Башлачева:
— Изначально русский рок строился на западных образцах и даже в лучших своих проявлениях подражателен. А у Башлачева это что-то свое, исконно русское. Так до него никто не пел.
Один из больших плюсов мероприятия в музее — его открытость. Вход бесплатный, а после сета музыканты готовы пообщаться со зрителями, ответить на любые вопросы. Нет границ между человеком поющим и человеком слушающим.
— Сложные ли времена переживает музыка в России сейчас? Думаю, да. Независимым артистам сложно вписаться в формат радиостанций, — размышляет Мулыгин. — А жив ли русский рок? Наверное, жив — мы же поем и думаем на родном языке.
Сергей Виноградов

Комментариев нет: