Красный Север
Артем ПОМЯЛОВ
№213 (27 239) / ПОНЕДЕЛЬНИК, 18 ноября 2013
Захар Прилепин признался в любви к творчеству Василия Белова
Захар Прилепин признался в любви к творчеству Василия Белова
Захар Прилепин уже четыре года работает над романом о Соловецких лагерях. /Фото Александры Персиянцевой
Почему Чубайс не любит Достоевского, какой
писатель может собрать стадион поклонников и чем русский народ
отличается от других наций? В ВоГТУ состоялась творческая встреча
студентов с писателем, филологом и журналистом Захаром Прилепиным.
С псевдонимом сроднился
На самом деле автора популярных романов «Санькя»,
«Патологии» и «Грех» зовут Евгений Прилепин, а Захар - его творческий
псевдоним.
- Когда я ушел из ОМОНа, стал заниматься
журналистикой, - вспоминает Прилепин. - Так как я был очень
работоспособным, то через полтора месяца стал уже редактором своей
газеты. Журналистов там практически не было, так что я заполнял все
издание своими статьями. Понятно, что подписывать все материалы своим
именем было нельзя, вот и придумывал псевдонимы. Что-то подписывал
именами дальних родственников, даже кличкой своей кошки, бывало. Там
впервые и появился псевдоним Захар Прилепин. Я вообще не собирался
становиться писателем. Думал, напишу один роман, и все. Писал о любви, а
получился жесткий брутальный роман про войну. Тогда и подумал: такой
текст хорошо смотрится за авторством именно Захара Прилепина, а не
Евгения. Когда же написал второй роман, то было уже глупо подписывать
его иначе. Вот так я и стал Захаром. Меня уже Евгением никто и не зовет.
С одноклассниками и однокурсниками я не общаюсь, дети зовут папой, мама
- сынком, жена - как угодно, только не по имени, читатели - Захаром.
Так вот и живу.
Пелевин и стадион
Студентов интересовало, как за последнее время в России изменилось отношение к творчеству, писательской профессии.
- В Советском Союзе статус писателя был
по-настоящему необъятен, - вспоминает Захар. - Писатели были просто
полубогами какими-то. К ним прислушивались люди, с ними боролись власти.
Осип Мандельштам когда-то написал: «Только в нашей стране убивают за
стихи». Вспомните хотя бы того же Евтушенко. Он приезжал в другие страны
не просто как поэт, а как посланник СССР. После перестройки все это в
одночасье рухнуло. Если в 80-е народ занимал по ночам очередь в книжные
магазины, а литературные журналы выходили миллионными тиражами, то в
середине 90-х люди отшатнулись от чтения. Появился новый «вид» людей,
которых я называю «Великий русский хам». Для него чтение - это что-то
немодное, непрактичное и абсолютно бессмысленное. Разумеется, постепенно
стал маргинализироваться и статус писателя. Но обществу все равно нужны
ориентиры, люди, мнению которых оно доверяет, к кому оно
прислушивается. Народ наш стал влюбляться в военных, политиков, Андрея
Малахова. Но как быстро влюблялся, так быстро и разочаровывался. Просто
эти люди, в отличие от художников слова, не могли ответить на вечные
вопросы: что делать, кто виноват?
Зато в последние пару лет, по мнению Захара Прилепина, статус писателя начинает возрождаться.
- Посмотрите на общественную дискуссию. Ее наряду
с политиками ведут сплошь писатели: Эдуард Лимонов, Дмитрий Быков,
Борис Акунин, Александр Проханов. Они с легкостью могут собрать митинг в
10-15 тысяч человек в Москве. Их творчество и идеи востребованы. На
творческие встречи Дины Рубиной, к примеру, в Петербурге собирается
несколько тысяч слушателей. А если бы появился Виктор Пелевин, которого
никто уже лет десять не видел, то я уверен, что он бы без труда собрал
стадион своих поклонников.
Выбираю Толстого
Правда, за эти годы общество утратило способность к познанию окружающего мира через чтение, через культуру.
- За два-три десятилетия реформ мы выработали
новую модель поведения, - уверен писатель. - В этой модели классические
гуманитарные знания - не способ к развитию, а лишь отягощающий жизнь
фактор. Книга для нынешнего поколения стала не важна. Между тем я
убежден, что в конкурентном обществе всегда побеждает тот, кто имеет
более качественное образование. Вспомните бандитов из 90-х. Как только
пришли образованные мальчики, их как ветром сдуло со сцены истории. И с
каждым годом образование будет иметь все большее и большее значение.
Рассказал Захар и о своей любимой литературе:
- Наша нация создана русской литературой. Ответ
на вопрос: «в чем смысл жизни?» - дает вся наша словесность. Если за
границей раньше нас узнавали по боеголовкам, то теперь - по нашей
классической литературе. В любом опросе на звание главного писателя в
истории человечества практически всегда побеждает Федор Достоевский. В
любом книжном магазине Италии, Франции, Испании можно найти произведения
Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова. Все они, бесспорно,
интеллектуальные величины! Но если по мне, то я из пары Достоевский -
Толстой выбрал бы Льва Николаевича. Просто он мне ближе. Герои
Достоевского движимы его гением, его идеологией. Герои же Толстого -
правдой жизни. Назову еще несколько произведений ХХ века, которые мне
нравятся, но сейчас, к сожалению, незаслуженно забыты: «Вечер у Клэр»
Гайто Газданова, «Дорога на океан» Леонида Леонова, «Циники» имажиниста,
друга Сергея Есенина Анатолия Мариенгофа. Кстати, я недавно собрал
120-130 лучших текстов Мариенгофа и издал его собрание сочинений -
первое в России.
Очень, кстати, люблю произведения вашего земляка
Василия Белова. Моя мама, работая в больнице, читала пожилым женщинам
его «Лад». Они говорили: «Так все и есть. Мы ведь так и жили тогда». Это
очень сильное произведение. Мне с детства нравились и его «Плотницкие
рассказы».
Переделать Чубайса
В продолжение темы Достоевского прозвучал и довольно забавный вопрос: «А почему Чубайс не любит Достоевского?»
- Сколько ни беседую на творческих встречах с
людьми, но такой необычный вопрос мне задают впервые, - улыбнулся Захар.
- Поразмышляем. Достоевский ведь (а это можно проследить по его
дневникам) очень не любил и не принимал либерализм. Анатолий Чубайс же -
самый настоящий либерал. Он - человек, который верит в стихию рынка, в
то, что интересы отдельного человека всегда важней, чем интересы
общества и государства. Я, кстати, с либералами не согласен, но признаю,
что Чубайс - масштабная, интересная и интеллектуальная личность.
Учитывая такие идейные разногласия Анатолия Борисовича с Федором
Михайловичем, не удивительно, что Чубайс не любит Достоевского. Хотя он
недавно женился на моей подруге Авдотье Смирновой. Надеюсь, она сможет
его немного изменить и он чуточку больше полюбит творчество
Достоевского.
Сейчас Прилепин работает над большим романом о Соловецких лагерях. Работа идет вот уже четыре года.
- Это будет очень большое произведение о лагерях
1923 - 1927 годов, - рассказывает писатель. - Меня просто с головой
поглотила эта тема. На Соловках ведь в одних камерах сидели и
беспризорники, и священнослужители, и бывшие белые офицеры, и
проштрафившиеся чекисты. Условия содержания там очень отличались от
того, что было впоследствии в Союзе и что описали в своем творчестве
Солженицын и Шаламов. Там, например, было несколько оркестров. Было даже
самоуправление. Это, разумеется, не оправдывает все то скотство и
ужас, которые там царили. Истина даже в таком деликатном вопросе
находится где-то посередине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий